НОВОСТИ
29.09.2016 Театр на Таганке снял с репертуара 9 спектаклей Юрия Любимова PDF Печать E-mail
29.09.2016

Директор Театра на Таганке Ирина Апексимова подписала приказ о снятии

с репертуара 21 спектакля. Информация об этом появилась на странице профкома актеров

театра в «Фейсбуке». В числе

снятых с репертуара 9 спектаклей Юрия Любимова: «Братья Карамазовы», «Медея», «До и после»,

«Живаго», «Театральный роман» и другие. 

Ирина Апексимова рассказала РИА Новости, что спектакли Любимова решено снять, поскольку во

многих из них играли актеры, которых уже нет в живых: Валерий Золотухин, Феликс Антипов.

Кроме того, часть актеров-ветеранов Таганки не может играть на сцене по состоянию здоровья.

Но в репертуаре театра остались спектакли Любимова «Добрый человек из Сезуана»,

«Мастер и Маргарита», «Горе от ума», «Антигона», «Евгений Онегин», «Марат и маркиз де Сад».

Апексимова подчеркнула, что, прежде чем принять такое решение, она обсуждала вопрос

о состоянии спектаклей Любимова с теми, кто заинтересован в активной творческой жизни Театра на Таганке.

Сейчас в театре готовятся к открытию основной сцены после реконструкции, которое должно

состояться 16 октября. В этот день в театре сыграют премьеру рок-н-драмы «Вий».


 
30.09.2016 Премия Юрия Любимова. Досье PDF Печать E-mail


 23 сентября, 15:30 UTC+3 
Первое вручение премии состоялось в Государственном академическом театре им. Евгения Вахтангова 30 сентября 2015 года
Юрий Любимов

Юрий Любимов

© Александр Куров/ТАСС

Общественная премия Юрия Любимова ежегодно присуждается за профессионализм, преданность своему делу, четкое выражение своей гражданской позиции. Носит имя известного режиссера и педагога Юрия Любимова (1917-2014).

Премия была учреждена в 2015 г. некоммерческой организацией "Благотворительный фонд развития театрального искусства Ю.П. Любимова". На ее получение могут быть выдвинуты кандидаты любой профессии, удовлетворяющие вышеперечисленным критериям.

Первое вручение премии состоялось в Государственном академическом театре им. Евгения Вахтангова 30 сентября 2015 г. - в день рождения мастера. Определением соискателей занималась комиссия из членов попечительского совета Фонда (Александр Авдеев, Михаил Задорнов, Борис Мессерер, Евгений Сидоров, Наталия Солженицына).

Лауреатами стали ученый Алексей Арбатов, скульптор Леонид Баранов и композитор Владимир Мартынов. Алексей Арбатов является одним из ведущих отечественных специалистов в области международных отношений, внешней и военной политики, а также международной безопасности. Памятники работы Леонида Баранова, посвященные выдающимся российским деятелям, установлены в разных городах России и ряда зарубежных государств. Владимир Мартынов - автор музыки к более чем 50 фильмам, также он занимался расшифровкой и реставрацией памятников древнерусского богослужебного пения, изучением древних певческих рукописей.

В качестве награды лауреаты получили портрет Юрия Любимова в авторском исполнении художника Рустама Хамдамова, а также премию в размере 100 тыс. руб.

Вручение второй Общественной премии Юрия Любимова состоится 30 сентября 2016 г. в Московском театре Новая Опера им. Е.В. Колобова. Оформлением премии занимается заслуженный художник РФ, скульптор Сергей Мильченко. В качестве награды лауреаты получат памятный знак - скульптуру Сергея Мильченко "Баланс", а также диплом и денежное вознаграждение. Лауреатами 2016 г. выбраны искусствовед Ирина Антонова, врач-нейрохирург Александр Коновалов и актер Евгений Миронов.

Орест Петросянц/ТАСС-ДОСЬЕ



Подробнее на ТАСС:
http://tass.ru/info/3648847
 
26 сентября 2016 года Пресс-конференция в ИТАР ТАСС PDF Печать E-mail
 26 сентября 2016г. в 12-00 в информационном агентстве  России ТАСС состоится пресс-конференция, посвященная вручению Общественной Премии Юрия Любимова, в которой примут участие художник Борис Мессерер, Директор театра Новая Опера Дмитрий Сибирцев, заместитель президента -председателя правления, директор департамента коммуникаций ВТБ 24 Михаил Кожокин, Каталин Любимова и др. 
Ведет пресс-конференцию Первый заместитель Генерального директора ТАСС Михаил Гусман.
Во время пресс-конференции планируется показ видеообращений.
 
Генеральным спонсором Премии является банк ВТБ24 (ПАО).
 
Информационная поддержка осуществляется информационным агентством России ТАСС.
  

 Image 

Общественная Премия Юрия Любимова

 

Ежегодная «Общественная Премия Юрия Любимова» учреждена некоммерческой организацией «Благотворительный фонд развития театрального искусства Ю.П.Любимова» в 2015 году и присуждается за профессионализм, преданность своему делу, ясное выражение своей гражданской позиции.

Премия призывает научиться замечать и ценить тех людей, которые преданы своему ремеслу, достигая в нем наивысших результатов.

Юрий Петрович Любимов на протяжении всей своей долгой жизни ценил и поощрял в людях эти качества.

 

К премированию выдвигаются кандидаты, имеющие любую профессию, но удовлетворяющие вышеперечисленным критериям.

Выдвижение лауреатов производится решением комиссии, состоящей из членов Попечительского совета Фонда.

 

В этом году вручение второй Общественной Премии Юрия Любимова состоится 30 сентября в день рождения Юрия Петровича Любимова в Московском театре Новая Опера им. Е.В.Колобова, где он осуществил свой последний проект – спектакль «Школа Жен» Мольера на музыку Владимира Мартынова, который и покажут после церемонии вручения Премии.

 

Лауреатам вручается диплом и памятный знак, выплачивается денежное вознаграждение. При оформлении премии наш Фонд не останавливается на одном образе, а обращается к различным мастерам. В этом году оформлять премию Фонд пригласил Заслуженного художника Российской Федерации, член-корреспондент Российской Академии художеств, скульптора Сергей Мильченко. Памятным знаком была выбрана его скульптура под названием «Баланс». Данный образ имеет прямое отношение к создателю премии Юрию Любимову, который вынужден был всегда балансировать, спасая свой театр и свои спектакли.

 

Лауреатами Общественной премии Юрия Любимова в 2016 году стали (в алфавитном порядке):


1. Антонова Ирина Александровна

искусствовед, Президент Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина

 

С февраля 1961 года по июль 2013 года возглавляла Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, затем была назначена президентом Музея.

Будучи не только музейным, но и общественным деятелем, с 1992 года И.А.Антонова является Почетным членом Международного Совета музеев, Академиком Российской Академии Образования, Российской Академии художеств, почетным доктором Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), заслуженным деятелем искусств РФ.

И.А.Антонова награждена орденом Трудового Красного знамени, Октябрьской революции, Дружбы народов, За заслуги перед Отечеством I, II, III и IV степени (полный Кавалер ордена).

Лауреат Государственной премии РФ 1995 года.

Также она является Командором ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой», Командором ордена литературы искусств и литературы (Франция), Кавалером ордена Почетного легиона.

За вклад, внесенный в развитие культурного сотрудничества между Японией и Россией, И.А.Антоновой был присужден «Орден Восходящего солнца, Золотая и Серебряная звезда».

И.А. Антонова выступала инициатором и возглавила рабочую группу по подготовке концепции развития Музея, создания «музейного городка», о котором мечтал основатель Музея Иван Владимирович Цветаев.

Под руководством И.А.Антоновой была разработана программа мероприятий к 100-летию ГМИИ им.А.С.Пушкина в 1012 году. Энергично осуществляя реализацию этой программы, Антонова руководила деятельностью Музея по магистральным направлениям, включая проектирование и капитальное строительство, издательскую и выставочную программу, информационное обеспечение музейной деятельности. Благодаря ее инициативе издан ряд систематических каталогов коллекций Музея («Немецкий, австрийский и швейцарский рисунок XV-XX веков» в 2-х тт., «Французский рисунок конца XIX-XX века», «Коптские ткани», «Собрание живописи. Германия, Австрия, Швейцария XV-XX века. Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швеция XVIII-XX века», «Итальянский рисунок» в 3х тт «Москва-Париж», 1981г., «Москва-Берлин», «Творчество Шагала», осуществлен ряд масштабных выставочных проектов, завоевавших огромный зрительский интерес: «Встреча с Модильяни» (2007), «Тернер. 1775-1851» (2008), «Футуризм. Радикальная революция» (2008), «Пикассо в Москве» (2010), «Сальвадор Дали» (2011), Кандинский и «Синий всадник» (2011), «Караваджо» (2011), «Воображаемый музей. К 100-летию ГМИИ» (2012), «1000 лет золота инков» (2013) и многие другие.

Высокая репутация И.А.Антоновой в музейном сообществе позволили Музею представить у себя уникальные шедевры мировой живописи из крупнейших художественных собраний, которые чрезвычайно редко выдаются за рубеж. Это «Портрет Моны Лизы» Леонардо да Винчи, 1971г., «Золото Тутанхамона», «Антея» Пармиджанино (Музей Каподимонте, Неаполь, 2007), «Портрет неизвестного с серыми глазами» Тициана (Галерея Палатина, Флоренция, 2008), «Дама с единорогом» Рафаэля (Галерея Боргезе, Рим, 2011), картины Караваджо из собраний Италии и Ватикана (2011), произведения перафаэлитов из музеев и частных коллекций Великобритании и США (2013), шедевры Тициана из музейных собраний восьми городов Италии (2013).

При деятельном участии Антоновой создан Попечительский совет Музея.

Особое внимание Ирина Александровна уделяет работе детского центра «Мусейон».

По инициативе Ирины Александровны с 1967 года в ГМИИ имени А.С.Пушкина ежегодно производится научная конференция «Випперовские чтения», посвященная памяти выдающегося ученого, профессора Б.Р.Виппера. Особенность чтений – комплексное рассмотрение проблем искусства и культуры на основе материалов самых значительных выставок Музея.

Существенным вкладом в художественную жизнь России стали «Декабрьские вечера» (с 1998 г. «Декабрьские вечера Святослава Рихтера») – уникальный фестиваль искусств, возникший по инициативе С.Т.Рихтера и И.А.Антоновой, проводимый ежегодно с 1981 года. Его особенность – объединение в пределах одного пространства и времени пластических и музыкальных искусств.

На протяжении ряда лет И.А.Антонова вела преподавательскую работу (искусствоведческое отделение МГУ, Институт кинематографии, аудитория ГМИИ им.А.С.Пушкина, цикл лекций в институте восточных языков в Париже и т.д.). Кроме того, всю творческую жизнь она успешно занимается популяризацией ГМИИ имени А.С.Пушкина: является автором более 100 публикаций (каталожных и альбомных статей, сценариев научно-популярных фильмов, телевизионных передач – более 300 и т.д.).

Занимаясь активной общественной деятельностью, И.А.Антонова вносит значительный вклад в развитие культурных связей с зарубежными странами. Будучи членом Международного совета музеев, где в течение 12 лет исполняла обязанности вице-президента ИКОМ. С 1992 года – Почетный член этой авторитетной международной организации. Член комиссии ЮНЕСКО (Россия) по культуре.


2. Коновалов Александр Николаевич

врач-нейрохирург, научный руководитель Научно-исследовательского института нейрохирургии имени академика Н. Н. Бурденко

 

Александр Николаевич из медицинской семьи. В 1951г. с серебряной медалью окончил школу и поступил в 1 МОЛГМИ им. И.М. Сеченова, который окончил с отличием в 1957 г.

С 1957 г. Коновалов учился и работал в Институте нейрохирургии им. акад. Н.Н. Бурденко АМН СССР последовательно в должности клинического ординатора, врача клиники, аспиранта, младшего научного сотрудника, с  1966 г. – заместитель директора Института по научной работе. С 1975 г. по 2014 г. был директором НИИ нейрохирургии им. акад. Н.Н.Бурденко РАМН.

В настоящее время – научный руководитель НИИ нейрохирургии.

За годы врачебной практики Коновалов Александр Николаевич прооперировал более 10 тысяч пациентов.

В 1964 г. защитил кандидатскую, в 1970 г. – докторскую диссертации. Направления его научной деятельности включают нейрохирургию, неврологию, клиническую физиологию нервной системы.

В 1974 г. избран членом-корреспондентом, а в 1982 г. действительным членом АМН СССР, в 2000 г. – академиком РАН.

Автор более 360 работ по различным  разделам нейрохирургии (нейроонкологии, лечению сосудистых заболеваний головного мозга, нейротравматологии и проч.).

Под его руководством выполнено и защищено 44 кандидатских и докторских диссертаций.

В течение ряда лет являлся членом Президиума и членом Бюро ОКМ РАМН, был членом медицинской секции комитета по Ленинским и Государственным премиям СССР

С 1972 г. по настоящее время – главный редактор журнала «Вопросы нейрохирургии» им. акад. Н.Н. Бурденко. Руководит курсом нейрохирургии на  кафедре неврологии РГМУ им. Пирогова, кафедрой детской нейрохирургии РМАПО.

Многократно принимал участие в Международных конференциях, съездах, симпозиумах. В течение ряда лет был вице-президентом Всемирной Федерации нейрохирургических обществ, вице-президентом Европейской ассоциации нейрохирургических обществ. Является почетным членом и членом-корреспондентом многих зарубежных нейрохирургических обществ. В 2009 году избран  Почетным Президентом Всемирной Федерации  нейрохирургических обществ

Заслуженный деятель науки РФ, лауреат ряда профессиональных премий (среди них — им. академика Николая Бурденко, им. Святослава Федорова, "Профессия — жизнь"), обладатель медали им. Герберта Оливекроны.

Награжден орденом Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы Народов, орденами «За заслуги перед Отечеством» Ш и П степени.

Лауреат государственной премии СССР (1985 г.), государственных премий  РФ (1995 г., 2006 г.)


3. Миронов Евгений Витальевич

Народный артист России

Лауреат Государственных премий Российской Федерации

 

В 1986 году окончил Саратовское театральное училище. В 1990 году после окончания Школы-студии МХАТ (курс О. Табакова) был принят в Московский Театр-студию п/р Табакова, где играл в спектаклях: «Обыкновенная история» (Александр Адуев), «Матросская тишина» (Давид Шварц), «Звездный час по местному времени» (Коля), «Анекдоты» (Лебезятников, Хомутов), «Еще Ван Гог…» (Саша). Участник знаменитых театральных проектов режиссеров П. Штайна «Гамлет» (Гамлет) и «Орестея» (Орест), Д. Доннеланна «Борис Годунов» (Самозванец), В. Фокина «Карамазовы и АД» (Иван), Э. Някрошюса «Вишневый сад» (Лопахин). В МХТ имени А. П. Чехова сыграл Треплева («Чайка»), Джорджа Пигдена («№ 13»), Порфирия Головлева («Господа Головлевы»). В Московском Театр-студии п/р Табакова играл главную роль (Бумбараш) в спектакле В. Машкова «Страсти по Бумбарашу». В 2006 году создал «Театральную компанию Евгения Миронова», спродюсировал спектакль «Фигаро» в постановке К. Серебренникова и сыграл в нем заглавную роль.

Один из ведущих артистов современного кино. Среди экранных работ — роли в фильмах: «Жена керосинщика» А. Кайдановского, «Любовь» В. Тодоровского, «Анкор, еще Анкор!» П. Тодоровского, «Утомленные солнцем» и «Утомленные солнцем-2» Н. Михалкова, «Мусульманин» и «Достоевский» В. Хотиненко, «Дневник его жены» и «Космос как предчувствие» А. Учителя, «В августе 44-го» М. Пташука, «Превращение» В. Фокина, «Дом дураков» А. Кончаловского, «Побег» Е. Кончаловского, «На верхней Масловке» К. Худякова. Сыграл главные роли в телевизионных сериалах «Идиот» В. Бортко (Мышкин) по роману Ф. М. Достоевского, «В круге первом» Г. Панфилова (Нержин) по роману А. И. Солженицына, «Апостол» И. Иванова, Ю. Мороза (Петр Истомин и Павел Истомин), «Охотники за бриллиантами» А. Котта, «Достоевский» В.Хотиненко (Ф.М.Достоевский), «Пепел» В.Перельмана (Арсений Пепел).

С декабря 2006 года — художественный руководитель Государственного Театра Наций.

Трижды удостоен Национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «лучшая мужская роль» — «Господа Головлевы» (2007), «Рассказы Шукшина» (2010), «Калигула» (2012). Лауреат театральной премии «Хрустальная Турандот» в номинации «лучшая мужская роль» за роли в спектаклях «№ 13»(2001), «Господа Головлевы» (2006), «Рассказы Шукшина» (2009). Обладатель Международной премии К. С. Станиславского, Гран-при Женевского международного кинофестиваля, а также премий «Ника», «Кинотавр», «Кумир», «Созвездие», «Балтийская жемчужина», «Триумф», премии газеты «Аргументы и факты» — «Национальная гордость России» (2004) в номинации «За личный вклад в развитие культуры».

 

Соучредитель Фонда поддержки деятелей искусства «Артист» (2008). Художественный руководитель Международного фестиваля-школы «Территория». Член Совета по культуре и искусству при Президенте Российской Федерации.

 
12.08.2016 К 100-летию со дня рождения Юрия Любимова PDF Печать E-mail

Анатолий Васильев поставит спектакль на Чеховском фестивале 

News_detailed_picture© Association de Recherche des Traditions de l'acteur

Генеральный директор Международного театрального фестиваля имени А.П. Чехова Валерий Шадрин договорился с режиссером Анатолием Васильевым о том, что он поставит на фестивале 2017 года спектакль «Старик и море» по повести Эрнеста Хемингуэя.

Как сообщает сайт Чеховского фестиваля, Шадрин встретился с Васильевым в Париже — сейчас он ставит в Comédie-Française спектакль «La Musica Deuxième» Маргерит Дюрас.

Спектакль «Cтарик и море» будет посвящен 100-летию со дня рождения Юрия Любимова (1917-2014), с которым и фестиваль, и Анатолий Васильев были связаны многие годы, и войдет в программу фестиваля 2017 года.

Также сообщается, что приглашение принять участие в спектакле приняла актриса Алла Демидова.

В 2006 году Анатолий Васильев уехал за границу, после того, как его уволили из основанного им в Москве театра «Школа драматического искусства». Он преподавал режиссуру в Национальной театральной школе Лиона, ставил спектакли в парижском «Одеоне» и ездил с постановками на Авиньонский фестиваль, жил и работал в Греции и Венгрии.

В июле 2016 года стало известно, что департамент культуры Москвы и Союз театральных деятелей России намерены передать под новый проект Анатолия Васильева отобранное у него 11 лет назад помещение студии на Поварской улице в Москве.

 
10.08.2016 Умер Эрнст Неизвестный PDF Печать E-mail

Грустная весть меня достигла сегодня утром, в Будапеште.
Прочла сообщение ИТАР-ТАСС, что ушёл из жизни скульптор Эрнст Неизвестный.

Эрнст Неизвестный и Юрий Любимов  дружили десятилетиями. Несмотря на то, что судьба их грубо разделила друг от друга континентами, но не общими мыслями об искусстве, о дружбе, о человеческом достоинстве и о задаче перед миром художника. Оба  никогда не позволяли себе ронять профессиональный уровень, и были невероятно чувствительны к страданиям человека. Может быть,  из-за  того, что много видели и пережили на войне.
В знаменитом кабинете моего мужа входная дверь
украшена  рисунком Эрнста "ДРЕВО ЖИЗНИ". Это один из самых ценных и трогательных артефактов  времени,  которое мы ценили, любили, и которое безвозвратно уходит.

Выражаю искренне моё сочувствие прежде всего спутнице  его жизни, Анне, и всем, которые его ценили, любили и были его верными друзьями.


                                           Каталин Любимова

ИТАР ТАСС   Культура
 10 августа, 4:26  
Скульптор был госпитализирован после того, как почувствовал сильные боли в желудке, и умер в больнице в Нью-Йорке
© Анатолий Семехин/Фотохроника ТАСС
Скульптор Эрнст Неизвестный за работой над трехметровой копией памятника жертвам сталинских репрессий (маска, плачущая человеческими лицами), 1990 год
Скульптор Эрнст Неизвестный за работой над трехметровой копией памятника жертвам сталинских репрессий (маска, плачущая человеческими лицами), 1990 год 
© Анатолий Семехин/Фотохроника ТАСС
За работой над трехметровой копией памятника жертвам сталинских репрессий, 1990 год
За работой над трехметровой копией памятника жертвам сталинских репрессий, 1990 год 
© Анатолий Семехин/Фотохроника ТАСС
Эрнст Неизвестный со своим помощником Анатолием Гробовым, 1990 год
Эрнст Неизвестный со своим помощником Анатолием Гробовым, 1990 год 
© Анатолий Семехин/Фотохроника ТАСС
Эрнст Неизвестный (слева) во время работы, 1991 год
Эрнст Неизвестный (слева) во время работы, 1991 год 
© Анатолий Семехин/Фотохроника ТАСС
Скульптор Эрнст Неизвестный, писатель Юрий Карякин, пресс-секретарь Президента СССР Андрей Грачев, Президент СССР Михаил Горбачев во время встречи в Кремле, 1991 год
Скульптор Эрнст Неизвестный, писатель Юрий Карякин, пресс-секретарь Президента СССР Андрей Грачев, Президент СССР Михаил Горбачев во время встречи в Кремле, 1991 год 
© Юрий Лизунов/ТАСС
Министр иностранных дел России Андрей Козырев и скульптор Эрнст Неизвестный в Нью-Йорке, 1995 год
Министр иностранных дел России Андрей Козырев и скульптор Эрнст Неизвестный в Нью-Йорке, 1995 год 
© Валерий Христофоров/ТАСС
На открытии персональной выставки в галерее "Дом Нащокина", 1996 год
На открытии персональной выставки в галерее "Дом Нащокина", 1996 год 
© Виктор Великжанин/ТАСС
Эрнст Неизвестный (второй справа) во время награждения орденом "За заслуги перед Отечеством" в генеральном консульстве РФ в Нью-Йорке, 1996 год
Эрнст Неизвестный (второй справа) во время награждения орденом "За заслуги перед Отечеством" в генеральном консульстве РФ в Нью-Йорке, 1996 год 
© Василий Смирнов/ТАСС
Эрнст Неизвестный на выставке иллюстраций к книге "Экклезиаст", выпущенной издательством "Присцельс", в ГМИИ имени Пушкина, 1996 год
Эрнст Неизвестный на выставке иллюстраций к книге "Экклезиаст", выпущенной издательством "Присцельс", в ГМИИ имени Пушкина, 1996 год 
© Виктор Великжанин/ТАСС
Неизвестный рядом со скульптурой "Сквозь стену", привезенной из США в подарок Борису Ельцину, 1996 год
Неизвестный рядом со скульптурой "Сквозь стену", привезенной из США в подарок Борису Ельцину, 1996 год 
© Виктор Великжанин/ТАСС
На открытии монумента "Возрождение" в Москве, 2000 год
На открытии монумента "Возрождение" в Москве, 2000 год 
© Виктор Великжанин/ТАСС
С макетом своей скульптуры "Древо жизни" в студии в Нью-Йорке, 2000 год
С макетом своей скульптуры "Древо жизни" в студии в Нью-Йорке, 2000 год 
© Алексей Бережков/ТАСС
На приеме у президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе (справа), 2001 год
На приеме у президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе (справа), 2001 год 
© Бесарион Кезерашвили/ТАСС
На открытии композиции "Древо жизни" в вестибюле пешеходного моста "Багратион", 2004 год
На открытии композиции "Древо жизни" в вестибюле пешеходного моста "Багратион", 2004 год 
© Федор Савинцев/ТАСС
Выбор редакции
На территории шести провинций Таиланда 11 и 12 августа произошли не менее 14 взрывов
 
Юлия Ефимова в финальных соревнованиях по плаванию на дистанции 200 метров брассом
 
Майкл Фелпс (США, плавание) - абсолютный рекордсмен по числу олимпийских наград (25 медалей - 21 золотая, 2 серебряных, 2 бронзовых). Добивался успеха на Олимпиадах 2004 (Афины), 2008 (Пекин) и 2012 (Лондон) и 2016 (Рио-де-Жанейро) годов.
Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА) Т-50
 
Установка молекулярно-лучевой эпитаксии
 
Новый главный тренер сборной России по футболу Станислав Черчесов
 
 
  
00:00 / 01:22
SD
  

НЬЮ-ЙОРК, 10 августа. /Корр. ТАСС Иван Пильщиков/. Знаменитый во всем мире скульптор Эрнст Неизвестный скончался в Нью-Йорке на 92-м году жизни. Об этом во вторник заявил ТАСС его близкий друг Джефф Блюмис:

"Он умер сегодня (во вторник по мск. - прим. ТАСС) рано утром", - сообщил Блюмис. "Он скончался в больнице "Стони Брук", - сказал он. Это учреждение находится на юге штата Нью-Йорк. Скульптор, по словам Блюмиса, был госпитализирован после того, как почувствовал сильные боли в желудке.

"Это было очень неожиданно, два дня назад он чувствовал себя нормально", - указал друг Неизвестного. По его словам, родственники скульптора еще не пришли к окончательному решению по поводу того, где тот будет похоронен. "Этот вопрос будет решаться завтра (в среду по мск. - прим. ТАСС)", - отметил Блюмис.

Еще один друг скульптора - журналист Олег Сулькин - сообщил ТАСС, что Неизвестный почувствовал себя плохо в понедельник вечером. "Находился он в это время на Шелтер-Айленде (городок на одноименном острове в штате Нью-Йорк. - прим. ТАСС) в загородном доме, - указал Сулькин. - Его жена (супруга скульптора Анна Грэм. - прим. ТАСС) отвезла его в больницу".

"Он пробыл там ночь и утром, около 8 часов утра, умер", - добавил Сулькин.

Последнее интервью

В интервью ТАСС в декабре 2015 года Неизвестный, говоря о том, чего бы он мог пожелать России, отметил: "Победить в борьбе с терроризмом. И поднять жизненный уровень простых людей, простого российского человека".

"Гордитесь своей культурой, следите за своей культурой и, пожалуйста, если над вашей культурой пытаются надругаться и сделать какие-то мерзости, встаньте и скажите: "Мы против". Что-то сделайте", - подчеркнул Неизвестный.

"Уважайте и будьте рядом со своей культурой. Вспомните о том, что было у вас в начале прошлого века и кого успели погубить, - добавил скульптор. - Огромный пласт эпохи уходит или уже ушел. Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский, Юрий Любимов, Василий Аксенов, Майя Плисецкая, Эльдар Рязанов и очень многие другие".

Скульптор сообщил тогда, что поездку в Россию он пока не планировал из-за проблем со здоровьем. "Может быть, мог бы полететь в Россию, если бы прислали чартерный рейс, и то с большим трудом", - констатировал он.

Говоря о том, что он ждет от 2016 года, скульптор тогда отметил: "Я ожидаю продолжения своей жизни, если Богу угодно".

"Я хочу продолжать жить. Я буду продолжать рисовать в своем альбоме. И если будет возможность, что-то слеплю. Пока что очень сильно болят руки", - добавил он.

Неизвестный также сообщил в том интервью, что уже началась работа над книгой воспоминаний. "Первая часть этой книги мемуаров уже написана, - сказал он. - Аня (Анна Грэм) ее отредактировала. Что будет дальше, поживем-увидим, но в планах есть".

 


Неуловимый гений

Умер Эрнст Неизвестный

11.08.2016

Чем знаменит Эрнст Неизвестный

 

Справка

Жизнь и творчество Эрнста Неизвестного

 

Фотогалерея

"Меня могли разбудить — и я мог рисовать"

 

Что рассказывал Эрнст Неизвестный

Некролог 

В Нью-Йорке на 92-м году жизни скончался знаменитый скульптор Эрнст Неизвестный.

 


Кавалер ордена Красной Звезды, собеседник Хрущева и Горбачева, современник — внутренне — Шекспира и Леонардо оставил после себя громадное скульптурное наследие и вереницу мифов и баек. В биографии Эрнста Неизвестного, рассказанной им самим и сотнями свидетелей, трудно отделить правду от вымысла. Еще труднее поверить в то, что проверенные факты могут выстраиваться в такую цепочку. Сам Неизвестный, умерший в Нью-Йорке в возрасте 91 года, говорил, что его жизнь как будто изложена бездарным писателем. Сегодня считается, что фигура Неизвестного крупнее, чем его искусство. Впрочем, как следует разобрать, в чем же его главные художественные достижения, не вышло и в те годы, когда это стало безопасным занятием. Неизвестный-ньюсмейкер затмевал Неизвестного-скульптора.

Его фамилия вписана в русскую грамматику шестидесятников. Режиссер — Юрий Любимов, писатель — Василий Аксенов, поэт — Иосиф Бродский, скульптор (а может, даже и художник вообще) — Эрнст Неизвестный, смерть неизбежна. Для гигантов эпохи обязательными были две вещи. Во-первых, несомненный талант. Во-вторых, яркая роль в любимой интеллигентами пьесе "Поэт и власть". Забыть войну и ГУЛАГ невозможно, но жить такими воспоминаниями, да еще и в относительно мягкую эпоху оттепели, тоже нельзя, и умные, образованные люди массово читают и цитируют Пушкина, а заодно изучают его время, видя в нем исторические параллели с советской властью,— и там и там чувствовалась близость недавней войны, и там и там обещание большей свободы для тех, кто выжил, обернулось business as usual. Встречи Пушкина и Николая I становятся мерилом этических вопросов взаимодействия с вышестоящими, и серьезный художник должен четко определиться, на чьей он стороне и до какой степени. В этой этической вселенной Эрнст Неизвестный был трикстером, богом Локи, с легкостью переходившим границы между властью, причем серьезной — работниками ЦК партии, и богемой с ее экспериментами и поиском стилистической свободы. Он не боялся ни тех ни других, хотя попадал под удар с обоих фронтов. С государством в лице Хрущева столкнулся на выставке к тридцатилетнему юбилею Московского союза советских художников в 1962 году. С ценителями — сейчас их называют экспертами — воевал всю жизнь. Об этом у Андрея Вознесенского в знаменитом стихотворении есть показательные строки, обращенные к московским снобам: "Конечно, вы свежевыбриты, и вкус вам не изменял. Но были ли вы убиты за родину наповал?"

Неизвестного не убили, но пуля сломала позвоночник. Санитары уже хотели списать лейтенанта десантных войск в расход, резко двинули, он заорал. Похоронка с уведомлением о том, что получил орден Красной Звезды, родителям все-таки пришла. После ранения сидел на морфии, отец помог перебраться на спирт. Такова юность человека, приписавшего себе год, чтобы пойти добровольцем на Великую Отечественную. После этого, наверное, бояться нечего, и Неизвестный только стыдился своих шрамов перед женщинами, о чем с обезоруживающей откровенностью рассказывал в интервью. С 1947 года скульптор перебирается в Москву, учится в Суриковском институте и параллельно на философском факультете МГУ. На Всемирном фестивале молодежи и студентов 1957 года его скульптура о новой угрозе миру — "Нет атомной войне!" — получает медаль. В том же году он делает еще одну громкую вещь — "Мертвого солдата", и в нем уже есть и все признаки будущей манеры Неизвестного, и суть его художественного открытия.

Мемориалы о войне делились на две группы. Первая — героические образы воинов-защитников и освободителей, они делались почти под копирку и часто определенной группой скульпторов, монополизировавших сюжет, найдя устраивающие и зрителей, и власть позу, выражение лица, размеры. Вторая — военная техника: танки, самолеты, зенитки. Неизвестный впервые увидел человека послевоенного как особый вид. Тут антропология сливается с техникой, дуло с головой, бомба с торсом. Величественные фигуры и стремительная техника не воспринимались непосредственным участником событий как правда. Правда в том, что без техники нет ни подвига, ни поражения. Боец уничтожает не сам, не собственными руками (за редкими исключениями), но орудием массового поражения, которое становится его частью. Вряд ли Неизвестный на философском в МГУ читал Мартина Хайдеггера, но его ранние работы о войне и новом облике человека эпохи кибернетики проникнуты характерными для немецкого философа опасениями по поводу того, что техника делает нас рабами. Еще удивительнее, что в результате скрещивания механизмов и плоти получается нечто очень близкое к африканской маске, чистая архаика. Хрущев спрашивал Неизвестного во время столкновения в Манеже, зачем он уродует лица советских людей. Но в стране, едва оправившейся от военных потерь, облик терялся не из-за художников, а из-за контузий и ранений. И только в магическом мире культуры СССР начальники все еще путали причину со следствием, свято веря, что под резцом скульптора человек необратимо меняется.

В Манеже Хрущев сказал Неизвестному: "В этом человеке есть ангел и дьявол. Дьявола мы уничтожим, а ангелу поможем". После смерти отставленного со всех постов первого секретаря ЦК его вдова заказала Неизвестному памятник для могилы на Новодевичьем. Наверное, вспомнив об афоризме Хрущева, скульптор поместил его голову между двумя абстрактными массами гранита — черного и белого. В этом тоже есть что-то африканское: между столбов то ли органического, то ли технического происхождения торчит голова без тела. Как памятник о том, что революция легко отказывается от первопроходцев и делает из них пугала для слишком распоясавшихся активистов, допустили к монтажу, до сих пор непонятно.

Голову Хрущева Неизвестный сделал за год до эмиграции. Официальные заказы он продолжал получать и в брежневскую эпоху, но хотел большего — свободы и безопасности. В Нью-Йорке Неизвестный стал другом всей прогрессивной эмиграции, при первой же возможности, в 1989 году, приехал в Россию, здесь ратовал за установку памятников. Последний памятник, сделанный им, не меньшему трикстеру Сергею Дягилеву поставили в Перми в 2007 году. Работы обрастали аллюзиями и метафорами, в ход пошли Библия и индивидуальные списки гениев всех времен и народов. В общем, Неизвестный не сумел сконцентрироваться на безусловных удачах и часто гнался за неуловимым. Нашедший архаику в высокотехнологичных битвах склонялся и к устаревшей модели истории как круга, где все возвращается — и гений, и злодейство, и поэт, и власть.

Валенин Дьяконов 

Газета "Коммерсантъ" №145 от 11.08.2016, стр. 12

 

 
<< [Первая] < [Предыдущая] 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 [Следующая] > [Последняя] >>

Результаты 19 - 27 из 114