НОВОСТИ
24.01.2017 В Высшей школе экономики открылась лаборатория по изучению творчества режиссера Ю.Любимов PDF Печать E-mail

Проектная лаборатория по изучению творчества режиссера, основателя Театра на Таганке Юрия Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв. начала работу в Национальном исследовательском университете «ВШЭ». Об этом сообщили в пресс-службе вуза. 

Проектная лаборатория, созданная на факультета гуманитарных наук, займется собиранием и систематизацией архивных материалов о творчестве режиссера и исследованием постановок режиссера в России и за рубежом. В планах - изучение и анализ видеозаписей репетиций Ю.Любимова, а также попытка создать словесные реконструкции спектаклей Театра на Таганке.

«Любимов - это явление в культуре, режиссер мирового уровня, в Театр на Таганке ходили как в место, где дышалось по-другому. Старшее поколение хорошо помнит, что значили спектакли Любимова в 1960-х, 70-х и первую половину 80-х годов не только для москвичей, но и для жителей всей страны». Деятельность театра фактически была просветительской - он превратился в своеобразный публичный университет, влиял не только на актеров, но воспитывал вкус, формировал стиль и мировоззрение нескольких поколений зрителей», - цитирует пресс-служба заведующую лабораторией Евгению Абелюк.

Ю.Любимов скончался 5 октября 2014 г. в Москве. В 2017 г. исполняется 100 лет со дня рождения основателя Театра на Таганке.

 
АЛЛА ДЕМИДОВА: «АКТЕР – И СКУЛЬПТОР, И МАТЕРИАЛ» PDF Печать E-mail


 
 
Ведущая актриса любимовской «Таганки», Раневская в эфросовском «Вишневом саде», Федра – у Виктюка, Медея – в постановке Терзопулоса. Снималась в «Зеркале» Тарковского и в «Настройщике» Муратовой, много лет собирает полные залы, читая поэзию. Алла ДЕМИДОВА всегда разная, но определение «Легенда сцены» – это несомненно про нее. 

– Алла Сергеевна, поздравляем вас с заслуженной наградой. Что для вас звание «Легенда сцены»?
– Ну что я могу сказать… Премии надо давать молодым. А такие «геронтологические» награды – это за выслугу лет. Долго жил, долго работал, долго что-то делал – надо ему дать…

– Долго и хорошо.
– Необязательно очень хорошо, но если очень долго, то почему бы не отметить. Но я считаю, что награждать надо молодых, потому что в молодости нуждаешься в поощрении, в поддержке: правильно ты выбрал дорогу или неправильно, ведь ты идешь, ты себя формируешь. А что сейчас? Что бы вы сейчас ни сказали про меня, вы меня не измените. И если что-то изменяется во мне, то это зависит от чисто субъективных вещей.

– Вы ведь сегодня одна из немногих актрис, кто занимается поэтическим театром. Осенью у вас состоялась поэтическая премьера в Петербурге, в декабре в Москве, в «Гоголь-центре». Вы делаете это вопреки времени?
– Меньше всего думаю о времени. И потом, что значит премьера? Я в Петербурге, как и в Москве, уже лет десять выступаю с поэтическими композициями. В Петербурге у меня две площадки: Большой зал филармонии (обязательно один раз в год) и Концертный зал Капеллы (два-три раза в год). В Москве две площадки: Московский международный Дом музыки и Концертный зал имени Чайковского. В Зале Чайковского скоро будут три концерта, потому что они предложили абонемент: «Золотой век поэзии», «Серебряный век поэзии» и «Современная поэзия».
У меня премьера каждый раз, даже когда я просто читаю Ахматову или Цветаеву. Я их читаю часто, но перед каждым концертом готовлю новую подборку стихов.

Вот вы говорите – время… Но я не понимаю, что такое время. Я только понимаю свои ощущения, свою вибрацию и свое желание прочитать то или иное стихотворение. А совпадает ли это со временем? Может быть, совпадает, потому что залы переполнены. Больше десяти лет я вела на канале «Культура» программу «Театр поэзии Аллы Демидовой».

Кроме того, я не одна. У Вени Смехова очень хорошие поэтические программы. Иногда я вижу молодых. Например, Чулпан Хаматова неплохо читает Цветаеву, а Костя Райкин – Самойлова. То есть молодые тоже выходят с поэзией к зрителю. Когда Антонова была директором Пушкинского музея, я ей предложила весной проводить поэтические четверги. И наряду с музыкальными декабрьскими вечерами, задуманными Рихтером, года три в Пушкинском проходили мартовские четверги. Туда я приглашала совсем молодых поэтов и актеров.

Саша Филиппенко очень хорошо читает прозу. Зощенко, например. И Смехов, и Филиппенко, и я – это всё таганковские дела. Потому что Таганка первая в середине 1960-х обратилась к поэзии, к литературе. В 1965-м появились «Антимиры», а потом – «Послушайте!», а потом – Пушкин, Есенин и т.д.

Во-первых, все знаменитые поэты-шестидесятники сплотились вокруг Таганки, читали новые стихи, входили в худсовет, по их стихам ставились спектакли. Во-вторых, внутри Таганки актеры были не просто актеры. Тогда это называлось синтетическое искусство или что-то в этом роде. Не помню уже точно, как именно эта актерская плеяда называлась, но они могли заниматься разным, в частности пластикой, серьезной цирковой пантомимой. Я сама в «Десяти днях…» заменяла Аллу Чернову, изображая огонь. Кто-то из нас писал стихи, кто-то помогал писать инсценировки для театра. Очень много было пишущих людей: и Золотухин, и Высоцкий, и Филатов, и Смехов, и многие другие. И за тридцать лет все это в нас впиталось. У нас была такая школа! Когда нет ничего за плечами, выходить на сцену трудно. А когда за плечами есть такая опора, можно экспериментировать.

– Вы сказали, что приглашали поэтов на мартовские четверги в Пушкинский. Кого из современных поэтов вы читаете, с кем общаетесь?
– Например, актер «Ленкома» Антон Шагин пишет стихи. Когда он записывал свой диск, попросил меня прочитать несколько его стихотворений. Я согласилась, потому что у него неплохие стихи… Вы знаете, нельзя сказать – это поэт. Поэт – это судьба, в первую очередь, что проверяется только временем. В искусстве редактор – время и в поэзии особенно. Поэтому даже самые модные сейчас поэты еще проверятся временем. Но есть, например, Олег Чухонцев, он начинал в шестидесятых. Кто начинал в шестидесятые, они уже проверены.

– В свою программу «Современная поэзия», которую будете читать в Доме музыки, чьи стихи возьмете?
– Поскольку это будет весной, я пока не могу сказать. У меня на столе лежат два огромных тома со стихами поэтов 2000-х годов. Есть много литературных журналов, которые мне дарят. Зоя Богуславская позвала меня в жюри фонда Вознесенского «Парабола», а там очень хороший поэт Юрий Кублановский, я с ним советуюсь: кто, по его мнению, сегодня интересен. Или, например, Лена Пастернак, которая знает многих современных литераторов, дала мне поэтическую подборку. Я сейчас пока читаю, обсуждаю с друзьями. Но выберу не от того, что кто-то модный или о ком сейчас говорят. Я выберу тех, кто в марте мне покажется… созвучным. Даже не могу подобрать слов, чтобы объяснить. Это происходит подсознательно – почему ты сегодня выбираешь то или иное стихотворение. Но каждый раз – это премьера.

– Так все-таки время не имеет значения, или все же оно – редактор?
– Трудно однозначно сказать. Что такое время, по-вашему? Это пространство или люди, которые в нем живут? С одной стороны, людей много, и они все разные, с другой – в чем-то все одинаковые…

Если говорить о времени в философском смысле, можно найти какие-то слова. А когда я говорю о своем ощущении времени, а вы о своем ощущении – это все чисто подсознательное. Еще не найдены слова, которые определяют это состояние. Во всяком случае, все соединяется: моя жизнь, мой опыт, люди, с которыми я сегодня встречаюсь или встречалась раньше. И что вижу из окна или вижу, когда гуляю где-то или куда-то еду. Это все впитывается. Вот это – время.

Надо разграничивать время как культурологическое понятие, когда вы разбиваете на периоды – время 60-х годов, 70-х, 80-х, время нулевых. Это одно. Например, как у Эрдмана в «Самоубийце»: «Что такое секунда? Тик-так. Да, тик-так. И стоит между тиком и таком стена». «Тик» – это то, что было, но и «так» – тоже уже прошло. Где оно, сегодняшнее время?  

Конфуций говорил: время стоит, бежите – вы. Это мы движемся в его протяженности. Это наша биография. Это я живу, накапливаю, что-то понимаю или не понимаю. Ошибаюсь. Исправляю. Корректирую. Встречаю. Что-то нравится, что-то не нравится и так далее. Это, собственно, каждый раз субъективное понятие. И чем оно субъективнее, тем интересней художник. Тем он убедительней. Тем он больше захватывает людей в свое пространство. А некоторые просто живут и об этом не думают. Просто живут и свой талант употребляют на что-то другое. Наш актерский талант – это все вбирать в себя, а потом из этого создавать образы и характеры.  

– В будущем году будет отмечаться столетие Юрия Любимова, вы примете участие в праздновании?
– В честь столетия Любимова мы с Анатолием Васильевым делаем спектакль, который выйдет на сцене Театра Вахтангова в конце июля в рамках Чеховского фестиваля. Это будет моноспектакль – «Старик и море». Мы уже начали эту работу – встречаемся с Васильевым, разговариваем, что-то уже проясняется над текстом.

Когда Васильев был на Таганке, мы начали с ним репетировать Беккета «Счастливые дни». Но потом с Таганкой произошло то, что произошло, и он ушел. И я ушла. А потом он пригласил меня выручить его в готовом спектакле «Дон Жуан, или Каменный гость». У него должны были быть гастроли в Париже, но актриса, которая играла, отказалась. Я люблю выручать талантливых людей, тем более, мне с ним всегда было интересно. И я с ними потом играла этот спектакль: и на гастролях, и в Москве, в «Школе драматического искусства». Мне нравилась там атмосфера.
Подобная атмосфера была в студенческом театре МГУ, когда Ролан Быков поставил там «Такую любовь». Когда коллективное творчество талантливых людей заплетается в «одну косицу», в одну идею, вот тогда что-то получается. Или ранняя Таганка: собрались молодые, талантливые и включились в коллективное творчество. Это всегда дает результат. В кино талантливые режиссеры всегда тоже собирают свою группу, даже если долго приходится ждать возможности работать. Например, когда я у Тарковского снималась, я тоже ощущала атмосферу коллективного творчества. Когда «Зеркало» снималось, то с нами был гениальный оператор Рерберг, художник Двигубский… Там все были талантливые, мы все работали на одну идею – идею Тарковского. Это очень хорошо, но очень редко встречается.  И у Васильева так было всегда. Но сейчас у него нет коллектива, поэтому нам сейчас труднее. Но уже есть музыка Мартынова и очень сложное и красивое оформление, так что талантливые люди уже собираются.

Но сейчас у меня весь месяц занят «Гоголь-центром». Каждый день репетиции у Кирилла Серебренникова – готовим Ахматову «Поэму без героя». Там будет не вся поэма, но и часть «Реквиема», и несколько стихов из «Северных элегий».  В свое время я читала «Поэму без героя» с Колобовым в «Новой опере», он был гениальным дирижером. Сам подобрал музыку и сам стоял за пультом. Потом я несколько раз делала это одна – с музыкой, которую сама подбирала. А сейчас я абсолютно подвластна эстетике «Гоголь-центра». Раз я туда пришла, я там – актриса, а не режиссер.

– Кирилл Серебренников советуется с вами во время репетиций?
– Я, конечно, могу сказать что-то, но обычно я этого никогда не делаю. Если ты начал работать с режиссером, то доверяй. Было много режиссеров в кино, да и в театре тоже, когда мне предлагали, и я понимала, что это не мое, тогда зачем мне спорить, просто надо отказаться. Но иногда – не мое, но интересно, и тогда ты абсолютно послушна. Свобода актера в отказе от каких-то предложений. А если ты уже согласился и начал работать, то уходить – это сверхнеприлично.
Хотя несколько раз я уходила, когда начинался первый съемочный день, и я понимала, что это все не по мне: и группа, и замысел, и стиль работы. Сейчас, кстати, иногда жалею, что была максималисткой. Сейчас, может, я и перешагнула бы через что-то. Иногда ты потом видишь результат, когда кто-то снялся вместо тебя в этой роли, и думаешь: «А ведь можно было бы что-то сделать». Но в юности по неопытности иногда принимала кардинальные решения.

– А сейчас поступают интересные предложения от кинорежиссеров?
– Недавно были предложения, от которых я отказалась. Причем одно очень хорошее. Мне и сценарий нравился, и режиссер, и роль... Но там надо было некрасиво умирать. Я не то что бы побоялась, а просто не люблю это. Я  не натуралист, и пришлось отказаться. Но недавно снялась у моего друга Рустама Хамдамова – сыграла Бабу-ягу в его сказке. Рустам сейчас монтирует, озвучивает, поэтому фильм пока не вышел… А роли мамушек и бабушек в сериалах мне уже перестали предлагать, потому что понимают, что я этого делать не буду.

Как-то пришел с очень хорошим сценарием один молодой режиссер, который до этого снимал только клипы и рекламу. Но роль главная и настолько хорошая, что я подумала: «Может быть, я его потяну за собой, и что-то получится». Но когда пришел продюсер, я поняла – фильма не будет. Будут просто собираться деньги под этот гениальный сценарий. И я отказалась. Много бывает причин, чтоб согласиться или отказаться.

– У Киры Муратовой в «Настройщике» вы сыграли в не свойственной для себя манере, а у Хамдамова и вовсе – Бабу-ягу. Вы явно не боитесь экспериментов.
– Я всю жизнь и занималась экспериментами. У меня нет «психологической школы русского театра», когда, например, у актера определенный типаж и он играет только определенные роли. Хотя у меня тоже сложился почему-то тип сильной волевой женщины, но я играла очень разное. Кстати, Государственную премию СССР я получила за роль потаскушки. У нее даже не было имени в картине «Бегство мистера Мак-Кинли». Мне было очень интересно, как в Георгиевском зале Кремля будут вручать премию за роль потаскушки. Но вручающий выкрутился и сказал просто – «За участие в фильме».

У меня бывали разные работы, и они все для меня – эксперименты. Даже если роль была классическая, то я все равно играла ее не так, как играли до меня. Поэтому любая роль – эксперимент. Я никогда не пользовалась своими старыми заготовками. Но актер, он и скульптор, и материал. Так или иначе, но материал – я. И от этого никуда не денешься. Я леплю из себя, и это все равно узнаваемо. Это вначале, в «Дневных звездах», когда меня заметили, говорили: «Ах, какая странная!» – а сейчас: «Слишком узнаваема». Но внутренне все равно каждая роль для меня – это всегда что-то новое. Всегда опасное.
     
    С Новым 2017-м Годом! PDF Печать E-mail
    Сердечно поздравляю посетителей нашего сайта с наступившим 2017 годом!
    Желаю всем Вам, прежде всего, доброго здоровья, успехов в профессии, преданных соратников, равновесия и гармонию в душе, и конечно, приличного настроения при любой погоде!..

    2017 год - это Год Юрия Петровича Любимова, его 100 летия.
    Наш Фонд подготовил достойную программу празднования.
    Следите за нашими публикациями. 

    Счастливого Нового Года Вам и Вашим близким!
    Каталин Любимова 
     
    21.11.2016 PDF Печать E-mail

    К 100-летию Любимова в Москве пройдут выставки, конференции и концерты

     21 ноября, 15:48 UTC+3 
    Среди основных проектов - концерт, который пройдет 30 сентября в Большом театре с участием мировых звезд
    Юрий Любимов, 2011 год

    Юрий Любимов, 2011 год

    © Руслан Шамуков/ТАСС

    МОСКВА, 21 ноября. /ТАСС/. Выставки, конференции и концерты пройдут в Москве к 100-летию режиссера, основателя Московского театра на Таганке Юрия Любимова (1917-2014), которое будет отмечаться 30 сентября 2017 года. Об этом сообщил заместитель министра культуры РФ Александр Журавский на заседании комиссии по увековечиванию памяти Любимова.

    Замминистра надеется, что имя режиссера в будущем году будет достойно представлено в культурной и общественной жизни России. "В частности, фестиваль "Территория" предлагает посвятить свой будущий смотр памяти Любимова, - отметил Журавский. - Мне кажется, это правильно, потому что режиссер был человеком, который по-современному на тот момент смотрел на театр и драматургию".

    Участие Союза театральных деятелей

    В свою очередь сопредседатель комиссии, глава Союза театральных деятелей Александр Калягин выразил недоумение в связи с тем, что в плане мероприятий нет никаких проектов, организованных СТД. "Удивляет, что Союз театральных деятелей отсутствует во всем", - сказал Калягин, пояснив, что СТД может посвятить памяти Любимова заседания международной театральной школы в Звенигороде, провести чтения, а также учредить специальные стипендии. "Принимается, абсолютно справедливо", - откликнулся Журавский и предложил Калягину составить до конца года перечень собственных мероприятий и предоставить их в Минкультуры.

    Директор театра на Таганке Ирина Апексимова рассказала, что она хотела бы показать спектакли Юрия Любимова, которые есть в репертуаре театра, не только в Москве, но и в больших городах России. Журавский также поддержал эту идею.

    Среди основных проектов, которые будут организованы к юбилею Юрия Любимова - концерт, который пройдет 30 сентября в Большом театре с участием мировых звезд. "Также мы вручим премию Любимова", - добавил гендиректор ГАБТа Владимир Урин.

    Кроме того, Минкультуры проведет фотовыставку "Юрий Любимов в работе и жизни", в Москве пройдет международная конференция о творчестве режиссера, ретроспектива художественных и документальных фильмов с участием Любимова в кинотеатре "Иллюзион". Московский метрополитен запустит брендированный поезд "Линия жизни Ю. П. Любимова" на кольцевой линии, а Театр имени Вахтангова поедет на гастроли в Израиль со спектаклем в постановке Любимова "Бесы".



    Подробнее на ТАСС:
    http://tass.ru/kultura/3800860
     
    31.10.2016 Вечер «Песнь песней Юрия Любимова» PDF Печать E-mail

    Image 

     Вечер открывает программу празднования 100-летнего юбилея выдающегося

    русского театрального режиссера Юрия Петровича Любимова (1917 – 2014).

    В вечере принимает участие Ансамбль Дмитрия Покровского, являющийся

    большим другом и почитателем творчества Мастера.

    Ансамбль Дмитрия Покровского был создан в 1973г. замечательным музыкантом, артистом,

    ученым-исследователем Дмитрием Викторовичем Покровским (1944-1996).

    Ансамбль Покровского стал первым в России коллективом, в котором по-настоящему

    объединились научное изучение фольклора и профессиональное его исполнение,

    а традиции народной музыки — с современной музыкальной культурой.

    Репертуар Ансамбля Покровского очень разнообразен: это и фольклор разных

    областей России, и духовные песнопения, и программы, посвящённые русскому

    традиционному театру, и  классическая  музыка, и произведения современных

    композиторов. Естественное соединение традиционной и авторской музыки с

    использованием принципов живой импровизации  всегда было визитной

    карточкой Ансамбля Покровского.

     


    В своё время Любимова и Покровского познакомил Альфред Шнитке.

     

    Попав на выступление Ансамбля Покровского, Любимов гениальным режиссёрским

    чутьём сразу увидел ключ для решения своего спектакля «Борис Годунов» по А.С.Пушкину,

    и пригласил Покровского с его артистами в эту постановку. Так началась их многолетняя

    дружба и совместная работа. Ранняя смерть основателя и бессменного руководителя

    Ансамбля Дмитрия Покровского потрясла как сам коллектив, так и его поклонников.

    Но артисты Ансамбля приняли непростое для себя решение продолжить и развивать

    дело, начатое ушедшим мастером, в память о нём. "Пока я жив, можете репетировать

    у нас в театре, сколько нужно",— сразу  предложил Ансамблю Юрий Петрович,

    а в 1998 году по инициативе Любимова  Ансамбль Дмитрия Покровского получил

    статус Творческой мастерской при Театре на Таганке. Артисты Ансамбля после

    памятной до сих пор постановки "Бориса Годунова" принимали участие в создании

    других спектаклей Юрия Любимова: «Живаго.Доктор»(1993), «Медея»(1995),

    «Марат и Маркиз де Сад»(1998), «Евгений Онегин»(2000). Заметным стало участие

    пятерых солистов в спектакле 2006 года «Антигона» по трагедии Софокла. 

    Сильные голоса артистов режиссёр вплёл в заданное ритуальное действо, зрелище-песнь.

     В концерте прозвучат произведения из спектаклей, поставленных Юрием Любимовым,

    и песни из репертуара Ансамбля Покровского - от народной музыки к духовной,

    от духовной к авторской музыке (А.Шнитке, Э.Денисов, В.Мартынов ).

    Ведь  к творчеству этого коллектива Юрий Петрович относился  очень внимательно :

    «Без преувеличения: Ансамбль Дмитрия Покровского — серьёзнейший вклад России

    в музыкальную культуру второй половины XX века. А собирание этого богатства было

    той же добычей радия…» Этот концерт - приношение  артистов Ансамбля Мастеру,

    с которым им посчастливилось работать. Это будет своеобразной взаимосвязью

    разных поколений «через одно рукопожатие», ведь им удалось прикоснуться к

    таинству создания спектаклей великим режиссером. 

     
    << [Первая] < [Предыдущая] 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 [Следующая] > [Последняя] >>

    Результаты 10 - 18 из 113