НОВОСТИ
06-02-2017 Людмила Максакова: «Любимов научил меня быть бесстрашной» PDF Печать E-mail

Народная артистка России — о том, как в основателе Таганки сочетались форма и содержание

Фото: РИА Новости/Владимир Федоренко

Людмила Максакова открыла череду мероприятий, посвященных 100-летию со дня рождения основателя Театра на Таганке. После творческого вечера «Уроки Юрия Любимова» народная артистка ответила на вопросы корреспондента «Известий».

— Людмила Васильевна, вы служили с Юрием Петровичем в одном театре…

 Да, я поступила в Театр имени Вахтангова в 1961 году, а Юрий Петрович уже долгое время был занят в репертуаре, играл главные роли, даже одно время был заведующим труппой. Моя мама, оперная певица Мария Максакова, родилась в Астрахани. Собственно, как и Екатерина Лукинична — мама Людмилы Васильевны Целиковской, на которой был женат в то время Любимов. 

Люсина и моя мама вместе пели в церковном хоре в Покровском соборе, а регентом был отец Люси — Василий Целиковский. Естественно, когда я поступила в Театр имени Вахтангова, Людмила Васильевна отнеслась ко мне с любовью. И в их доме я была своим человеком, вроде как членом семьи.

— Любимов уже в вахтанговском театре пробовал себя в режиссуре?

— Да, в Театре имени Вахтангова он играл ведущие роли и поставил спектакль «Много ли человеку надо». Но постановка не произвела впечатления разорвавшейся бомбы, как это случилось потом в Училище имени Щукина, когда он выпустил «Доброго человека из Сезуана». 

Помимо внутреннего глубокого содержания, Юрий Петрович еще и внешне был очень хорош собой и импозантен. Правда, у него была такая черта, которая одних приводила в восторг, а других доводила до исступления. Любимов… очень много говорил!

— То есть?

— Ему, видимо, нужно было проверять свои театральные идеи и замыслы и для этого необходим был собеседник. Раньше, в советское время, гастроли проходили скромно в бытовом плане: даже не у каждого ведущего актера был отдельный номер в гостинице. Зная разговорчивость Юрия Петровича, никто не хотел с ним селиться. Нашелся только один артист — Надир Малишевский, его еще все ласково звали Дидя. И спрашивали: «Дидя, ну как же ты его выдерживаешь? Ведь он говорит 24 часа в сутки!» «Ничего-ничего, я уже научился спать с открытыми глазами», — отвечал Дидя.

— Юрий Петрович преподавал в Щукинском училище, как и многие другие вахтанговцы?

— Да, нас так воспитали: то, что ты получил от своего учителя, должен передать следующему поколению. Это и есть знаменитая вахтанговская традиция. Любимов тоже ей следовал.

— А в жизни у него были какие-то пристрастия?

— Кроме театра, наверное, нет. У него было полное презрение к материальному. Быт его абсолютно не волновал. У Любимова была малюсенькая машинка — совершенно ерундовский зеленый «Москвич». А на лобовом стекле — маленькая репродукция картины Леонардо да Винчи «Мадонна с младенцем». Вообще Юрий Петрович иногда за обедом позволял себе выпить рюмочку, а потом садился за руль и ехал в театр. Разумеется, милиция не всегда это приветствовала, и если его останавливали, он говорил: «Вот еду к жене. Родила ребенка, еду проведать». И показывал на ту самую «Мадонну с младенцем»! Конечно, мы помирали со смеху, а Юрий Петрович лукаво улыбался.

— Сегодня Театр на Таганке — легенда. А как была воспринята его студенческая постановка «Добрый человек из Сезуана»?

— Непросто. «Идут бараны в ряд, бьют в барабаны, кожу для них дают сами бараны» — эти брехтовские зонги просто пулей били по зрителю, потому что очень точно отражали реалии того времени. Умер Сталин, появилась какая-то видимость демократии, люди стали ездить за границу, раздавались лозунги из серии: «Свободы, хотим свободы!». «Современник» пустил свои первые ростки. В общем, наступила оттепель. 

Причем надо вспомнить, каким был тогда театр: приклеенные бороды и усы, парики, исторические костюмы… Что сделал Юрий Петрович? Он утвердил совершенно другую эстетику театра. Это была бомба! Общественное мнение страшно возбудилось. Кругом раздавалось: «Боже, боже, быстрее бегите в «Щуку» и смотрите!». Так родилась великая Таганка.

— Какой главный урок преподнес вам Юрий Петрович?

— Главный урок, который дал мне Любимов, — быть бесстрашной и отважной. Существовала версия, что Театр на Таганке — это «официально разрешенная смелость». Мол, так мы показываем миру, что у нас всё разрешено. Коммунисты не боятся никакой критики! Я в эту «версию» не могу поверить, зная, какой ценой доставался ему каждый спектакль. Его донимали бесконечными проверками. Спектакли отменяли и не принимали, Любимову приходилось по много раз их сдавать. 

Домой он приходил совершенно измученный. Не могу не вспомнить, как мы с Людмилой Васильевной Целиковской ждали его после очередной головомойки. В конце концов Люся не выдержала, набрала номер высокого чиновника и закричала в трубку своим звонким голосом: «Юрий, не унижайся! Немедленно домой! По дороге купи можайского молока!».

Юрий Петрович всегда ставил только то, что считал нужным. Он был человеком потрясающего бесстрашия и личного мужества. Если ты открыто высказываешь свое мнение, остальная часть общества, которая боится или юлит, всегда воспринимает эту прямоту в штыки.

— Кстати, после ухода Любимова из Таганки именно Театр имени Вахтангова пригласил его ставить спектакль.

— Мы всегда считали Юрия Петровича своим, вахтанговцем, и неоднократно предлагали ему поставить в нашем театре спектакль. Он даже хотел сделать «Шекспировские хроники», но всё как-то не случалось. И вот наконец звезды сошлись: Римас Туминас предлагает Юрию Петровичу поставить у нас «Бесов» Достоевского, которые до сих пор идут с большим успехом. 

Юрий Петрович обожал Римаса, звал его «европеец», и они часами вели беседы — начиная с «королей» и заканчивая «капустой». И провожали в последний путь Любимова мы — вахтанговцы. Сейчас в театре мы играем спектакль «Пристань», и когда на парусе появляются лица ушедших артистов, последними там идут Петр Фоменко, Юрий Любимов и Галина Коновалова. 

И каждый раз мы, артисты, с трепетом смотрим на всеми нами обожаемого Юру Любимова. Он — великая гордость нашего театра. Нам он будет нужен всегда.

Справка «Известий»

По окончании Театрального училища имени Щукина Людмила Максакова была принята в труппу Театра имени Вахтангова. Сыграла около 40 ведущих ролей в постановках таких режиссеров, как Рубен Симонов, Роман Виктюк, Петр Фоменко, Римас Туминас и Эймунтас Някрошус. В кино известна по работам в фильмах «Летучая мышь», «Татьянин день», «Му-му», «Отец Сергий» и другим.



Читайте далее: http://izvestia.ru/news/661988#ixzz4XzAxKbWp
 
31-01-2017 100-летие со дня рождения Юрия Любимова будет отмечаться в течение года PDF Печать E-mail

 31 января, 12:25 UTC+3 

Инициатором юбилейной программы выступил "Благотворительный фонд развития театрального искусства Ю. П. Любимова" при поддержке Минкульта

 
 
МОСКВА, 31 января. /Корр. ТАСС Ольга Свистунова/. 100-летие со дня рождения русского театрального режиссера, основателя Театра на Таганке, народного артиста РФ Юрия Любимова будет отмечаться в течение всего года.

Презентации программы мероприятий под названием "Век Юрия Любимова" посвящена пресс-конференция в ТАСС.

Век Юрия Любимова

В интервью корреспонденту агентства вдова режиссера Каталин Любимова сообщила, что инициатором юбилейной программы выступил "Благотворительный фонд развития театрального искусства Ю. П. Любимова", получивший поддержку Министерства культуры РФ, департамента культуры Москвы и Союза театральных деятелей РФ (СТД).

Разработан обширный план мероприятий, направленных на популяризацию творчества Любимова и приобщение молодежи и подрастающего поколения к театральному искусству. Основная часть мероприятий состоится в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле - на родине режиссера и в других городах России, а также за рубежом. 

Любимов прожил без малого век, он скончался в возрасте 97 лет. В его жизни было все: раскулачивание деда, аресты родителей, участие в двух войнах - Финской и Великой Отечественной, создание своего театра, лишение гражданства, эмиграция, возвращение на родину, слава, успех, предательство, личное счастье. Долгая и непростая жизнь Юрия Петровича наглядно показывает, как судьба человека тесно переплетена с историей его страны.

В августе в Музее Москвы откроется выставка "Любимов и время. 1917-2017". По словам Любимовой, на выставке будут представлены фото-, видео- и печатные материалы, афиши, декорации к спектаклям, фрагменты сценографий, личные вещи Любимова. В рамках экспозиции будут организованы выступления артистов, показ студенческих спектаклей, различные перформансы, а также творческие встречи с художниками, композиторами, музыкантами, режиссерами, коллегами и друзьями Любимова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На конец сентября в Российской государственной библиотеке искусств запланирована Международная научная конференция, посвященная его творчеству. Серия мероприятий - выставки, конференции, мастер-классы - пройдут под эгидой СТД.

Между тем в Научно-исследовательском университете "Высшая школа экономики" уже действует проектная лаборатория по изучению творчества Юрия Любимова, сообщила его вдова. В числе первых мероприятий юбилейного года она назвала вечер "Уроки Юрия Любимова", который состоится 3 февраля в Центральном доме актера, вести программу будет коллега и многолетний друг Любимова - актриса Людмила Максакова.

Торжества в Большом театре

Кульминацией юбилейного года станет торжество, которое состоится в день рождения режиссера в Большом театре. Здесь пройдет концерт "Посвящение Любимову", в котором примут участие оркестр и хор Большого театра под руководством дирижера Александра Ведерникова.

Музыкальное посвящение будет состоять из произведений композиторов, с которыми Любимов работал и дружил, а также тех, чьи произведения ставил в разных оперных театрах мира. Композитор Владимир Мартынов исполнит свое новое сочинение, посвященное многолетнему сотрудничеству и дружбе с Любимовым, рассказала вдова режиссера.

Она также сообщила, что перед началом концерта пройдет вручение "Общественной премии Юрия Любимова", учрежденной Благотворительным фондом развития театрального искусства Ю. П. Любимова. Это будет уже третья по счету церемония присуждения награды.

В театре на Таганке

Одним из главных мероприятий празднования должно стать открытие мемориальной зоны в кабинете Любимова в Московском Театре на Таганке, где будет подготовлена интерактивная тематическая выставка. "С 2011 года у Юрия Петровича было две просьбы - сохранить кабинет и архив", - напомнила Каталин Любимова.

30 сентября в театре пройдет день открытых дверей: вход в театр, знакомство с мемориальной зоной, экскурсии по театральному закулисью, показ спектакля "Добрый человек из Сезуана", с которого началась история легендарной "Таганки", будут бесплатными для зрителей.

Кроме того, решено, что все премьерные спектакли театра, которые будут выпущены в 2017 году, посвящаются памяти его основателя.

Спектакль в честь Любимова

Мировая премьера спектакля в честь Любимова состоится в рамках Международного театрального фестиваля им. Чехова. Это будет постановка режиссера Анатолия Васильева "Старик и море" по Эрнесту Хемингуэю.

Композитор - Владимир Мартынов, главный исполнитель - Алла Демидова. Музыка в спектакле прозвучит в исполнении "Ансамбля Опус Пост" под руководством Татьяны Гринденко. Спектакль будет показан 19 и 20 июля, 30 сентября и 1 октября на сцене Государственного академического театра им. Е. Вахтангова.

Музыка, книга, самолет

В числе наиболее значимых событий в юбилейной программе - сольный фортепианный концерт Андраша Шиффа "In Memoriam Юрия Любимова", который пройдет в Большом зале Московской консерватории 3 октября.

Любимов, по словам его вдовы, особенно относился к Шиффу и восторгался его утонченной, филигранной техникой. 

К юбилею Мастера "Благотворительный фонд развития театрального искусства Ю. П. Любимова" выпускает альбом "Неожиданный Любимов" с воспоминаниями современников, друзей и коллег, а также аудиоальбомы.

В 2017 году авиакомпанией "Аэрофлот" будет присвоено имя Любимова одному из воздушных судов. Министерством культуры РФ будет объявлен открытый конкурс на создание скульптуры Любимова, которую установят в Москве.

О Юрии Любимове

Юрий Любимов родился 30 сентября 1917 года в Ярославле. По его собственным подсчетам, проработал 84 года, из которых 80 лет - на театральном поприще. Прошел две войны, блокаду в Ленинграде. Знал славу как актер и успел сделать театр, который является предметом изучения во многих странах.

Познал и "вкус" вынужденной эмиграции. Работая по всему миру, всегда опирался на русскую классику. Вернулся в СССР в 1988 году.

Из-за конфликта с собственной труппой во время гастролей в Чехии в 2011 году ушел из созданного им Театра на Таганке, после чего поставил несколько спектаклей в других театрах Москвы. Скончался 5 октября 2014 года в Москве в возрасте 97 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подробнее на ТАСС:
http://tass.ru/kultura/3984722

 
КОНЦЕРТ К 100-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ РЕЖИССЕРА Ю.ЛЮБИМОВА ПРОЙДЕТ В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ 30 СЕНТЯБРЯ PDF Печать E-mail

31.01 12:50

Юбилейный концерт «Посвящение Любимову» состоится в Большом театре 30 сентября. Об этом журналистам рассказал генеральный директор Большого театра Владимир Урин.

«Юбилею Ю.Любимова будет посвящен большой концерт, который будет связан с тем, что составляет наименее известную часть жизни режиссера, эта часть жизнь связана с оперным театром», - сказал В.Урин.

Он добавил, что программа пока не будет раскрыта, но в ней примут участие выдающиеся музыканты, так или иначе связанные с Ю.Любимовым.

«Концерт начнется с вручения третьей «Общественной Премии Юрия Любимова», - сказал В.Урин.

Ю.Любимов скончался 5 октября 2014 г. в Москве. В 2017 г. исполняется 100 лет со дня рождения основателя Театра на Таганке.

Рубрика: Общество , Культура

Теги: Большой Театр , Юбилеи , Концерты

 
03-02-2017 Век Юрия Любимова: к 100-летию со дня рождения режиссера готовится множество событий PDF Печать E-mail

31.01.2017 | 19:35  ВИДЕО:  http://tvkultura.ru/article/show/article_id/165788/

Нынешний год для театралов – особенный. В сентябре исполняется 100 лет со дня рождения театрального реформатора Юрия Петровича Любимова. К юбилейной дате готовится множество событий в Москве, Петербурге, и, конечно, на родине режиссера - в Ярославле. Подробности - у Юлии Кундрюковой.

Легендарный кабинет Любимова в Театре на Таганке теперь станет музеем. Директор театра Ирина Апексимова рассказала, что ремонт там уже закончен, а надписи на стенах станут инсталляцией в фойе.

Юрий Любимов начинал как актер, а в 1960-е, став режиссером, собрал уникальную команду артистов: Высоцкий, Демидова, Золотухин… Каждый его спектакль становился настоящей «бомбой». Любимов брался за самые актуальные темы: остро чувствовал болевые точки и не боялся высказываться. Незадолго до смерти – в 2013-м – он поставил в Большом театре оперу «Князь Игорь». В преддверии юбилея спектакль снова появится в афише. А в день рождения режиссера – 30 сентября – Большой готовит концерт-посвящение.

«Конечно же, он будет, прежде всего, связан с тем, что составляет, может быть, наименее известную часть жизни Юрия Петровича Любимова. Эта часть его жизни связана с оперным театром», - рассказал генеральный директор Большого театра Владимир Урин.

В Театре им. Вахтангова, где Любимов начинал, готовят премьеру – спектакль «Старик и море» ставит режиссер Анатолий Васильев. Зрители увидят постановку в июле на Международном театральном фестивале им. А.П. Чехова.

«Дело непростое, - отметил генеральный директор Чеховского фестиваля Валерий Шадрин, - ставит Анатолий Васильев, который много лет не ставил в Москве. Мы с ним давно мечтали поучаствовать в юбилее Юрия Петровича, к нам  присоединились Алла Сергеевна Демидова, Владимир Мартынов».

Сэр Андраш Шифф приедет в Москву с концертом «In memoriam Юрия Любимова». Он пройдет осенью в Большом зале Консерватории. Также в обширной программе, посвященной мастеру, - выставки, конференции, концерты.

А в созданном Любимовым Театре на Таганке в день юбилея двери будут открыты для всех желающих - с утра и до позднего вечера. В течение дня там будет идти «Добрый человек из Сезуана» - спектакль, с которого всё начиналось.

Программу "Век Юрия Любимова"  посвятят 100-летию со дня рождения мастера

Новости культуры сти культуры 

 
02-02-2017 В год 100-летия Юрия Любимова его спектакли доедут до Урала PDF Печать E-mail

01.02.2017 10:08:00


Организаторы анонсировали программу празднования

Тэги: любимоврежиссертеатрюбилей


любимов, режиссер, театр, юбилейФото с сайта Фонда Юрия Любимова

100-летие со дня рождения театрального режиссера, основателя Театра на Таганке, народного артиста Юрия Любимова будет отмечаться в течение всего года. Основная часть мероприятий празднования состоится в Москве, Санкт-Петербурге и Ярославле, где режиссер родился, а также в других городах России и за рубежом. 

Главное из торжеств – концерт «Посвящение Любимову» в Большом театре в день рождения режиссера, 30 сентября, должно открыть для зрителей неизвестные страницы творчества Юрия Любимова. Его оперная режиссура до сих пор остается малоизвестной, так как все свои музыкальные спектакли Любимов поставил в эмиграции. По словам гендиректора ГАБТа Владимира Урина, торжественный вечер будет посвящен таким вехам, как «Любимов и музыка» и «Любимов и оперный театр в его жизни». Одной из последних постановок режиссера как раз стала опера в Большом театре - «Князь Игорь». Ее театр включит в афишу фестиваля, предваряющего юбилейный концерт.

 

Союз театральных деятелей в год празднования посвятит творческие лаборатории и Летнюю театральную школу памяти Любимова. Кроме того, как рассказал замминистра культуры Александр Журавский на презентации юбилейной программы, фестиваль «Территория» и Новое пространство Театра Наций обратят свою деятельность к изучению творческого наследия режиссера. Международный культурный форум в ноябре 2017-го кроме революционной тематики тоже пройдет с именем Юрия Любимова, как революционера от театра, опередившего свое время.

 

Театр имени Евгения Вахтангова готовит несколько юбилейных мероприятий. В театре откроют ретроспективную экспозицию. Ведь здесь Юрий Петрович начинал служить еще актером. А также планируется на израильские гастроли (к 100-летию театра Габима) вывезти спектакль мастера «Бесы». На вахтанговской сцене состоится и мировая премьера спектакля «Старик и море» Анатолия Васильева в рамках Международного театрального фестиваля имени Чехова. Главную роль исполнит актриса, ставшая в свое время одним из символов «Таганки», - Алла Демидова.

 

Не за рубеж, а по России поедут таганские спектакли режиссера-шестидесятника – легендарный «Добрый человек из Сезуана» откроет в сентябре 2017-го театральный фестиваль имени Федора Волкова. В мае там же, в Ярославле, пройдут показы «Мастера и Маргариты», «Евгения Онегина» и других постановок. А по Уралу Театр на Таганке готов устроить целый тур для любимовских спектаклей.

 

«Таганка», конечно, центральная точка юбилейных торжеств. Поэтому здесь будет создан интерактивный музей в память об основателе. Так анонсировала Ирина Апексимова – нынешний директор – будущую мемориальную зону. 30 сентября в театре пройдет день открытых дверей: вход в театр, знакомство с мемориальной зоной, экскурсии по театральному закулисью, показ спектакля «Добрый человек из Сезуана» на родной сцене, с которого началась история, для зрителей пройдут бесплатно. 
Решено, что сезоны 2016-2017 и 2017-2018 в театре посвятят Любимову. По этому поводу стоит сказать, уже сейчас разгорелись нешуточные споры. Так как одна из премьер текущего сезона - американский черный мюзикл «Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит».

 

Капитальный ремонт здания театра Департамент культуры собирается завершить ко дню рождения – в заявленный срок. Реставрация началась два года назад и на данный момент почти завершена, об этом сообщил на презентации Александр Кибовский. Руководитель ведомства напомнил, что исторически здание создавалось непросто, ремонта в нем не было до нынешних лет никогда, а укреплять дом пришлось немалыми усилиями – в процессе работ, например, фойе проваливалось, и под ним обнаруживалась голая земля без фундамента. Капремонт коснулся не только инженерного оснащения и систем безопасности здания, но и обновления сцены: был заменен планшет сцены, установлен 36-канальный пульт и обновлены подъемные площадки. Весной–летом окончательно завершат реставрацию фасада здания.

Выставку «Любимов и его время. 1917-2017» откроет в августе Музей Москвы. Экспозиция разместится на основной площадке – в Провиантских складах, которые, как памятник архитектуры, высоко ценил в столице сам Любимов. На выставке можно будет увидеть как личные вещи знаменитого режиссера, так и предметы из фондов музея, отражающие эпоху – документально и в повседневности. Музей готовит выставку не одномерным, а мультижанровым проектом – в его рамках пройдут тематические лекции, кинопоказы, мастер-классы и прочие музейные активности.  

 
01-02-2017 Алла Демидова сыграет в спектакле к 100-летию Юрия Любимова PDF Печать E-mail


31 января 2017 года на пресс-конференции в ТАСС состоялась презентация программы мероприятий «Век Юрия Любимова», подготовленная к 100-летию со дня рождения Юрия Любимова – выдающегося театрального режиссера и основателя Театра на Таганке. Основные мероприятия программы пройдут в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, где родился Юрий Любимов, и за рубежом.

Инициатором юбилейной программы тал «Благотворительный фонд развития театрального искусства Ю. П. Любимова», получивший поддержку Министерства культуры РФ, департамента культуры Москвы и СТД РФ, рассказала вдова режиссера Каталин Любимова. Одним из первых мероприятий юбилейного года станет вечер «Уроки Юрия Любимова», который состоится 3 февраля в Центральном доме актера. Вести программу будет коллега и многолетний друг Любимова – актриса Людмила Максакова.

В рамках Международного театрального фестиваля им. Чехова состоится мировая премьера спектакля в честь Любимова – постановка режиссера Анатолия Васильева «Старик и море» по рассказу Э. Хемингуэя. Главную роль сыграет Алла Демидова. В спектакле прозвучит музыка композитора Владимира Мартынова в исполнении ансамбля «Opus Posth» под руководством Татьяны Гринденко. Премьера состоится 19 и 20 июля, 30 сентября и 1 октября на сцене Театра им. Евг. Вахтангова. В августе в Музее Москвы откроется выставка «Любимов и время. 1917 –2017», на которой будут представлены фото-, видео- и печатные материалы, афиши, декорации к спектаклям, фрагменты сценографиий, личные вещи Любимова. На конец сентября в Российской государственной библиотеке искусств запланирована Международная научная конференция, посвященная его творчеству. Серия мероприятий - выставки, конференции, мастер-классы - пройдут под эгидой СТД.

Кульминацией юбилейного года станет торжество 30 сентября, в день рождения режиссера, в Большом театре. Здесь состоится вручение «Общественной премии Юрия Любимова», учрежденной "Благотворительным фондом развития театрального искусства Ю. П. Любимова" – третья по счету церемония присуждения награды. А затем пройдет концерт «Посвящение Любимову», в котором примут участие оркестр и хор Большого театра под руководством дирижера Александра Ведерникова. В программе концерта прозвучат произведения композиторов, с которыми Любимов работал и дружил, а также тех, чьи произведения ставил в разных оперных театрах мира. Композитор Владимир Мартынов исполнит свое новое сочинение, посвященное многолетней дружбе с Любимовым.

Одним из главных мероприятий празднования должно стать открытие мемориальной зоны в кабинете Любимова в Театре на Таганке, где подготовят интерактивную тематическую выставку. 30 сентября в театре пройдет день открытых дверей: вход в театр, знакомство с мемориальной зоной, экскурсии по театральному закулисью, показ спектакля «Добрый человек из Сезуана», с которого началась история легендарной «Таганки», будут бесплатными. «Благотворительный фонд развития театрального искусства Ю. П. Любимова» выпускает альбом «Неожиданный Любимов» с воспоминаниями современников, друзей и коллег, а также аудиоальбомы.

В 2017 году авиакомпания «Аэрофлот» назовет именем Юрия Любимова один из самолетов. Министерство культуры РФ собирается объявить открытый конкурс на создание скульптуры Любимова, которую установят в Москве.


 
31.01.2017 Пресс-конференция в ТАСС к 100-летию Юрия ЛЮБИМОВА PDF Печать E-mail


Театр на Таганке посвятит год 100-летию Юрия Любимова

 

 ВЕК ЮРИЯ ЛЮБИМОВА

 

 "Для его славы уже ничего не нужно.

Но он нужен для нашей славы"

эпиграф к пьесе «Кабала святош»

М.А.Булгакова

 

В 2017 году вся культурная мировая общественность отмечает 100-летний юбилей Юрия Любимова - Режиссера, Реформатора театра, Педагога и Актера.

 

Наша общая задача сохранить память о великом Мастере и сделать так, чтобы празднование этой даты стало подлинно культурным событием в России и осталось в памяти у людей.

 

НО «Благотворительный фонд развития театрального искусства» совместно с Министерством культуры РФ, Департаментом культуры Москвы и СТД РФ разработали план мероприятий по увековечиванию имени Ю.П.Любимова и празднованию его 100-летнего юбилея.

 

План включает в себя различные культурные и просветительские мероприятия, направленные на популяризацию творчества Юрия Любимова и приобщение молодежи и подрастающего поколения к театральному искусству. Основная часть мероприятий пройдет в Москве, а также в Санкт-Петербурге, в Ярославле, на родине режиссера, и других городах России.

Немало мероприятий, посвященных юбилею Мастера, пройдет и за границей.

 

Основные мероприятия празднования 100-летнего юбилея Юрия Любимова будут представлены на пресс-конференции 31.01.2017г. в 12-00 в здании ИТАР-ТАСС.

 

В пресс-конференции участвуют:

Журавский А.В. (Заместитель министра культуры РФ), Кибовский А.В. (руководитель Департамента культуры г.Москвы), Калягин А.А. (Председатель СТД РФ), Пенская Е.Н. (Профессор, Руководитель Школы филологии НИУ «Высшая школа экономики), Урин В.Г. (Директор Большого театра России), Шадрин В.И. (Генеральный директор Международного театрального фестиваля им.А.П.Чехова), Сапрыкина А.Н. (Директор Музея Москвы), Апексимова И.В. (директор Театра на Таганке), Каталин Любимова (Председатель правления НО «Благотворительный фонд развития театрального искусства Ю.П.Любимова»).

Ведет пресс-конференцию - Гусман М.С. (первый заместитель Генерального директора ИТАР-ТАСС).

 

Центральные мероприятия празднования:

 

Масштабная выставка «Любимов и время. 1917-2017. 100 лет истории страны и человека» в Музее Москвы. Открытие запланировано на конец августа 2017.

 

Международная научная конференция, посвященная творчеству Ю.П.Любимова в Российской Государственной библиотеке искусств, 28-29 сентября 2017г. с участием отечественных и иностранных специалистов творчества Ю.П.Любимова.

 

30 сентября 2017 г. в день 100-летия пройдет концерт «Посвящение Любимову» в Государственный академическом Большом театре России.

Перед концертом пройдет вручение 3-й «Общественной Премии Юрия Любимова», учрежденной НО «Благотворительный фонд развития театрального искусства Ю.П.Любимова».

 

Открытие мемориальной зоны в кабинете Ю.П.Любимова в Московском Театре на Таганке, где будет подготовлена интерактивная тематическая выставка.

 

30 сентября 2017 в Театре на Таганке пройдет День Открытых дверей: вход в театр, знакомство с Мемориальной зоной, экскурсии по театральному закулисью, показ спектакля «Добрый человек из Сезуана», с которого началась история легендарной «Таганки».

 

Мировая премьера спектакля режиссера Анатолия Васильева «Старик и море» Э.Хемингуэй в рамках Международного театрального фестиваля им. А.П.Чехова на сцене Государственного академического театра им. Е.Вахтангова.

 

Сольный фортепьянный концерт выдающегося пианиста Сэра Андраша Шиффа «In Memoriam Юрия Любимова» в Большом зале Консерватории, 3 октября 2017. Организован НО «Благотворительный фонд развития театрального искусства Ю.П.Любимова».

 

Мероприятия под эгидой Союза театральных деятелей России:

Всероссийская режиссерская конференция «Творческое наследие Ю.П.Любимова и современный театр» (Санкт-Петербург); Выставка, посвященная творчеству Ю.П.Любимова (Государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург); Мастер-классы и занятия, посвященные Ю.П.Любимову и Театру на Таганке в рамках Международной летней театральной школы СТД РФ (Звенигород); Специальные выпуски журналов «Театр» и «Страстной бульвар, 10», посвященные творческому наследию Ю.П.Любимова; Проект «Золотая лекция»: «Легенды и вымыслы «Таганки» (Театральный Центр «На Страстном»); Творческие посиделки «Ю. Любимов и В. Высоцкий» (Боярские палаты СТД РФ).

 

Мероприятия в секции "Театр", посвященные творчеству Ю.П.Любимова в рамках Международного культурного форума, Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.

 

На пресс-конференции будет объявлено о создании в Научно-исследовательском университете «Высшая школа экономики» проектной лаборатории по изучению творчества Юрия Любимова. Заведует лабораторий Е.С. Абелюк, научный руководитель – д.ф.н. проф. Е.Н. Пенская.

 

К юбилею НО «Благотворительный фонд развития театрального искусства Ю.П.Любимова» выпускает альбом «Неожиданный Любимов» с воспоминаниями современников, друзей и коллег, а также аудиоальбомы.

 

На пресс-конференции Фонд представит информационный лист с более подробным описанием всех мероприятий.

 Справки и аккредитация: +7 (903) 284-2541.


 
24.01.2017 В Высшей школе экономики открылась лаборатория по изучению творчества режиссера Ю.Любимов PDF Печать E-mail

Проектная лаборатория по изучению творчества режиссера, основателя Театра на Таганке Юрия Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв. начала работу в Национальном исследовательском университете «ВШЭ». Об этом сообщили в пресс-службе вуза. 

Проектная лаборатория, созданная на факультета гуманитарных наук, займется собиранием и систематизацией архивных материалов о творчестве режиссера и исследованием постановок режиссера в России и за рубежом. В планах - изучение и анализ видеозаписей репетиций Ю.Любимова, а также попытка создать словесные реконструкции спектаклей Театра на Таганке.

«Любимов - это явление в культуре, режиссер мирового уровня, в Театр на Таганке ходили как в место, где дышалось по-другому. Старшее поколение хорошо помнит, что значили спектакли Любимова в 1960-х, 70-х и первую половину 80-х годов не только для москвичей, но и для жителей всей страны». Деятельность театра фактически была просветительской - он превратился в своеобразный публичный университет, влиял не только на актеров, но воспитывал вкус, формировал стиль и мировоззрение нескольких поколений зрителей», - цитирует пресс-служба заведующую лабораторией Евгению Абелюк.

Ю.Любимов скончался 5 октября 2014 г. в Москве. В 2017 г. исполняется 100 лет со дня рождения основателя Театра на Таганке.

 
АЛЛА ДЕМИДОВА: «АКТЕР – И СКУЛЬПТОР, И МАТЕРИАЛ» PDF Печать E-mail


 
 
Ведущая актриса любимовской «Таганки», Раневская в эфросовском «Вишневом саде», Федра – у Виктюка, Медея – в постановке Терзопулоса. Снималась в «Зеркале» Тарковского и в «Настройщике» Муратовой, много лет собирает полные залы, читая поэзию. Алла ДЕМИДОВА всегда разная, но определение «Легенда сцены» – это несомненно про нее. 

– Алла Сергеевна, поздравляем вас с заслуженной наградой. Что для вас звание «Легенда сцены»?
– Ну что я могу сказать… Премии надо давать молодым. А такие «геронтологические» награды – это за выслугу лет. Долго жил, долго работал, долго что-то делал – надо ему дать…

– Долго и хорошо.
– Необязательно очень хорошо, но если очень долго, то почему бы не отметить. Но я считаю, что награждать надо молодых, потому что в молодости нуждаешься в поощрении, в поддержке: правильно ты выбрал дорогу или неправильно, ведь ты идешь, ты себя формируешь. А что сейчас? Что бы вы сейчас ни сказали про меня, вы меня не измените. И если что-то изменяется во мне, то это зависит от чисто субъективных вещей.

– Вы ведь сегодня одна из немногих актрис, кто занимается поэтическим театром. Осенью у вас состоялась поэтическая премьера в Петербурге, в декабре в Москве, в «Гоголь-центре». Вы делаете это вопреки времени?
– Меньше всего думаю о времени. И потом, что значит премьера? Я в Петербурге, как и в Москве, уже лет десять выступаю с поэтическими композициями. В Петербурге у меня две площадки: Большой зал филармонии (обязательно один раз в год) и Концертный зал Капеллы (два-три раза в год). В Москве две площадки: Московский международный Дом музыки и Концертный зал имени Чайковского. В Зале Чайковского скоро будут три концерта, потому что они предложили абонемент: «Золотой век поэзии», «Серебряный век поэзии» и «Современная поэзия».
У меня премьера каждый раз, даже когда я просто читаю Ахматову или Цветаеву. Я их читаю часто, но перед каждым концертом готовлю новую подборку стихов.

Вот вы говорите – время… Но я не понимаю, что такое время. Я только понимаю свои ощущения, свою вибрацию и свое желание прочитать то или иное стихотворение. А совпадает ли это со временем? Может быть, совпадает, потому что залы переполнены. Больше десяти лет я вела на канале «Культура» программу «Театр поэзии Аллы Демидовой».

Кроме того, я не одна. У Вени Смехова очень хорошие поэтические программы. Иногда я вижу молодых. Например, Чулпан Хаматова неплохо читает Цветаеву, а Костя Райкин – Самойлова. То есть молодые тоже выходят с поэзией к зрителю. Когда Антонова была директором Пушкинского музея, я ей предложила весной проводить поэтические четверги. И наряду с музыкальными декабрьскими вечерами, задуманными Рихтером, года три в Пушкинском проходили мартовские четверги. Туда я приглашала совсем молодых поэтов и актеров.

Саша Филиппенко очень хорошо читает прозу. Зощенко, например. И Смехов, и Филиппенко, и я – это всё таганковские дела. Потому что Таганка первая в середине 1960-х обратилась к поэзии, к литературе. В 1965-м появились «Антимиры», а потом – «Послушайте!», а потом – Пушкин, Есенин и т.д.

Во-первых, все знаменитые поэты-шестидесятники сплотились вокруг Таганки, читали новые стихи, входили в худсовет, по их стихам ставились спектакли. Во-вторых, внутри Таганки актеры были не просто актеры. Тогда это называлось синтетическое искусство или что-то в этом роде. Не помню уже точно, как именно эта актерская плеяда называлась, но они могли заниматься разным, в частности пластикой, серьезной цирковой пантомимой. Я сама в «Десяти днях…» заменяла Аллу Чернову, изображая огонь. Кто-то из нас писал стихи, кто-то помогал писать инсценировки для театра. Очень много было пишущих людей: и Золотухин, и Высоцкий, и Филатов, и Смехов, и многие другие. И за тридцать лет все это в нас впиталось. У нас была такая школа! Когда нет ничего за плечами, выходить на сцену трудно. А когда за плечами есть такая опора, можно экспериментировать.

– Вы сказали, что приглашали поэтов на мартовские четверги в Пушкинский. Кого из современных поэтов вы читаете, с кем общаетесь?
– Например, актер «Ленкома» Антон Шагин пишет стихи. Когда он записывал свой диск, попросил меня прочитать несколько его стихотворений. Я согласилась, потому что у него неплохие стихи… Вы знаете, нельзя сказать – это поэт. Поэт – это судьба, в первую очередь, что проверяется только временем. В искусстве редактор – время и в поэзии особенно. Поэтому даже самые модные сейчас поэты еще проверятся временем. Но есть, например, Олег Чухонцев, он начинал в шестидесятых. Кто начинал в шестидесятые, они уже проверены.

– В свою программу «Современная поэзия», которую будете читать в Доме музыки, чьи стихи возьмете?
– Поскольку это будет весной, я пока не могу сказать. У меня на столе лежат два огромных тома со стихами поэтов 2000-х годов. Есть много литературных журналов, которые мне дарят. Зоя Богуславская позвала меня в жюри фонда Вознесенского «Парабола», а там очень хороший поэт Юрий Кублановский, я с ним советуюсь: кто, по его мнению, сегодня интересен. Или, например, Лена Пастернак, которая знает многих современных литераторов, дала мне поэтическую подборку. Я сейчас пока читаю, обсуждаю с друзьями. Но выберу не от того, что кто-то модный или о ком сейчас говорят. Я выберу тех, кто в марте мне покажется… созвучным. Даже не могу подобрать слов, чтобы объяснить. Это происходит подсознательно – почему ты сегодня выбираешь то или иное стихотворение. Но каждый раз – это премьера.

– Так все-таки время не имеет значения, или все же оно – редактор?
– Трудно однозначно сказать. Что такое время, по-вашему? Это пространство или люди, которые в нем живут? С одной стороны, людей много, и они все разные, с другой – в чем-то все одинаковые…

Если говорить о времени в философском смысле, можно найти какие-то слова. А когда я говорю о своем ощущении времени, а вы о своем ощущении – это все чисто подсознательное. Еще не найдены слова, которые определяют это состояние. Во всяком случае, все соединяется: моя жизнь, мой опыт, люди, с которыми я сегодня встречаюсь или встречалась раньше. И что вижу из окна или вижу, когда гуляю где-то или куда-то еду. Это все впитывается. Вот это – время.

Надо разграничивать время как культурологическое понятие, когда вы разбиваете на периоды – время 60-х годов, 70-х, 80-х, время нулевых. Это одно. Например, как у Эрдмана в «Самоубийце»: «Что такое секунда? Тик-так. Да, тик-так. И стоит между тиком и таком стена». «Тик» – это то, что было, но и «так» – тоже уже прошло. Где оно, сегодняшнее время?  

Конфуций говорил: время стоит, бежите – вы. Это мы движемся в его протяженности. Это наша биография. Это я живу, накапливаю, что-то понимаю или не понимаю. Ошибаюсь. Исправляю. Корректирую. Встречаю. Что-то нравится, что-то не нравится и так далее. Это, собственно, каждый раз субъективное понятие. И чем оно субъективнее, тем интересней художник. Тем он убедительней. Тем он больше захватывает людей в свое пространство. А некоторые просто живут и об этом не думают. Просто живут и свой талант употребляют на что-то другое. Наш актерский талант – это все вбирать в себя, а потом из этого создавать образы и характеры.  

– В будущем году будет отмечаться столетие Юрия Любимова, вы примете участие в праздновании?
– В честь столетия Любимова мы с Анатолием Васильевым делаем спектакль, который выйдет на сцене Театра Вахтангова в конце июля в рамках Чеховского фестиваля. Это будет моноспектакль – «Старик и море». Мы уже начали эту работу – встречаемся с Васильевым, разговариваем, что-то уже проясняется над текстом.

Когда Васильев был на Таганке, мы начали с ним репетировать Беккета «Счастливые дни». Но потом с Таганкой произошло то, что произошло, и он ушел. И я ушла. А потом он пригласил меня выручить его в готовом спектакле «Дон Жуан, или Каменный гость». У него должны были быть гастроли в Париже, но актриса, которая играла, отказалась. Я люблю выручать талантливых людей, тем более, мне с ним всегда было интересно. И я с ними потом играла этот спектакль: и на гастролях, и в Москве, в «Школе драматического искусства». Мне нравилась там атмосфера.
Подобная атмосфера была в студенческом театре МГУ, когда Ролан Быков поставил там «Такую любовь». Когда коллективное творчество талантливых людей заплетается в «одну косицу», в одну идею, вот тогда что-то получается. Или ранняя Таганка: собрались молодые, талантливые и включились в коллективное творчество. Это всегда дает результат. В кино талантливые режиссеры всегда тоже собирают свою группу, даже если долго приходится ждать возможности работать. Например, когда я у Тарковского снималась, я тоже ощущала атмосферу коллективного творчества. Когда «Зеркало» снималось, то с нами был гениальный оператор Рерберг, художник Двигубский… Там все были талантливые, мы все работали на одну идею – идею Тарковского. Это очень хорошо, но очень редко встречается.  И у Васильева так было всегда. Но сейчас у него нет коллектива, поэтому нам сейчас труднее. Но уже есть музыка Мартынова и очень сложное и красивое оформление, так что талантливые люди уже собираются.

Но сейчас у меня весь месяц занят «Гоголь-центром». Каждый день репетиции у Кирилла Серебренникова – готовим Ахматову «Поэму без героя». Там будет не вся поэма, но и часть «Реквиема», и несколько стихов из «Северных элегий».  В свое время я читала «Поэму без героя» с Колобовым в «Новой опере», он был гениальным дирижером. Сам подобрал музыку и сам стоял за пультом. Потом я несколько раз делала это одна – с музыкой, которую сама подбирала. А сейчас я абсолютно подвластна эстетике «Гоголь-центра». Раз я туда пришла, я там – актриса, а не режиссер.

– Кирилл Серебренников советуется с вами во время репетиций?
– Я, конечно, могу сказать что-то, но обычно я этого никогда не делаю. Если ты начал работать с режиссером, то доверяй. Было много режиссеров в кино, да и в театре тоже, когда мне предлагали, и я понимала, что это не мое, тогда зачем мне спорить, просто надо отказаться. Но иногда – не мое, но интересно, и тогда ты абсолютно послушна. Свобода актера в отказе от каких-то предложений. А если ты уже согласился и начал работать, то уходить – это сверхнеприлично.
Хотя несколько раз я уходила, когда начинался первый съемочный день, и я понимала, что это все не по мне: и группа, и замысел, и стиль работы. Сейчас, кстати, иногда жалею, что была максималисткой. Сейчас, может, я и перешагнула бы через что-то. Иногда ты потом видишь результат, когда кто-то снялся вместо тебя в этой роли, и думаешь: «А ведь можно было бы что-то сделать». Но в юности по неопытности иногда принимала кардинальные решения.

– А сейчас поступают интересные предложения от кинорежиссеров?
– Недавно были предложения, от которых я отказалась. Причем одно очень хорошее. Мне и сценарий нравился, и режиссер, и роль... Но там надо было некрасиво умирать. Я не то что бы побоялась, а просто не люблю это. Я  не натуралист, и пришлось отказаться. Но недавно снялась у моего друга Рустама Хамдамова – сыграла Бабу-ягу в его сказке. Рустам сейчас монтирует, озвучивает, поэтому фильм пока не вышел… А роли мамушек и бабушек в сериалах мне уже перестали предлагать, потому что понимают, что я этого делать не буду.

Как-то пришел с очень хорошим сценарием один молодой режиссер, который до этого снимал только клипы и рекламу. Но роль главная и настолько хорошая, что я подумала: «Может быть, я его потяну за собой, и что-то получится». Но когда пришел продюсер, я поняла – фильма не будет. Будут просто собираться деньги под этот гениальный сценарий. И я отказалась. Много бывает причин, чтоб согласиться или отказаться.

– У Киры Муратовой в «Настройщике» вы сыграли в не свойственной для себя манере, а у Хамдамова и вовсе – Бабу-ягу. Вы явно не боитесь экспериментов.
– Я всю жизнь и занималась экспериментами. У меня нет «психологической школы русского театра», когда, например, у актера определенный типаж и он играет только определенные роли. Хотя у меня тоже сложился почему-то тип сильной волевой женщины, но я играла очень разное. Кстати, Государственную премию СССР я получила за роль потаскушки. У нее даже не было имени в картине «Бегство мистера Мак-Кинли». Мне было очень интересно, как в Георгиевском зале Кремля будут вручать премию за роль потаскушки. Но вручающий выкрутился и сказал просто – «За участие в фильме».

У меня бывали разные работы, и они все для меня – эксперименты. Даже если роль была классическая, то я все равно играла ее не так, как играли до меня. Поэтому любая роль – эксперимент. Я никогда не пользовалась своими старыми заготовками. Но актер, он и скульптор, и материал. Так или иначе, но материал – я. И от этого никуда не денешься. Я леплю из себя, и это все равно узнаваемо. Это вначале, в «Дневных звездах», когда меня заметили, говорили: «Ах, какая странная!» – а сейчас: «Слишком узнаваема». Но внутренне все равно каждая роль для меня – это всегда что-то новое. Всегда опасное.
     
    С Новым 2017-м Годом! PDF Печать E-mail
    Сердечно поздравляю посетителей нашего сайта с наступившим 2017 годом!
    Желаю всем Вам, прежде всего, доброго здоровья, успехов в профессии, преданных соратников, равновесия и гармонию в душе, и конечно, приличного настроения при любой погоде!..

    2017 год - это Год Юрия Петровича Любимова, его 100 летия.
    Наш Фонд подготовил достойную программу празднования.
    Следите за нашими публикациями. 

    Счастливого Нового Года Вам и Вашим близким!
    Каталин Любимова 
     
    << [Первая] < [Предыдущая] 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 [Следующая] > [Последняя] >>

    Результаты 1 - 14 из 138