НОВОСТИ
30.09.2015 В Москве впервые вручена премия Юрия Любимова PDF Печать E-mail

«Все заражались его энергией»

В Москве впервые вручена премия Юрия Любимова

Елизавета Королёва

В среду вечером в Театре имени Вахтангова прошло первое вручение общественной премии Юрия Любимова. Номинантами, а затем и лауреатами премии стали политолог Алексей Арбатов, скульптор Леонид Баранов и композитор Владимир Мартынов. В качестве награды им были вручены карточки банка, который выступил спонсором премии, на 100 тыс. рублей и авторский портрет Любимова в исполнении художника Рустама Хамдамова.

Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН
Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН
shadow
Церемония награждения общественной премии имени Юрия Любимова состоялась 30 сентября. Первые ее лауреаты со сцены Вахтанговского театра поблагодарили организаторов за эту награду. Алексей Арбатов, который является одним из ведущих специалистов России в области международных отношений, отметил значимость Юрия Любимова не только как актера и режиссера, но и как общественного деятеля, который делал все, чтобы укреплять гражданское общество.

Скульптор и заслуженный художник РФ Леонид Баранов говорил о том, как неожиданно и приятно для него получить премию, задуманную таким человеком, как Любимов.

«Мне очень повезло, что я работал с этим великим человеком, реформатором Юрием Любимовым. Его имя навсегда вошло в историю русской культуры», – сказал третий лауреат премии композитор Владимир Мартынов.

Организатором премии стал Благотворительный фонд развития театрального искусства имени Ю.П. Любимова. Выдвижение лауреатов производится решением комиссии, состоящей из членов попечительского совета фонда. Представителем комиссии на церемонии выступила вдова писателя Александра Солженицына – Наталья Солженицына: «Такая профессиональная премия – важный инструмент, который будет помогать развитию гражданского общества, которое в нашей стране, к сожалению, развито очень слабо».

Вдова режиссера Каталин Любимова отметила, что премия эта не театральная, а общественная: «Еще при жизни Юрий Петрович хотел учредить профессиональную премию, которая вручалась бы за преданность своему делу, профессионализм и четкое выражение гражданской позиции. Я счастлива, что сегодня благодаря совместным усилиям нашего фонда, Театра Вахтангова и спонсоров мы воплотили в жизнь идею Юрия Петровича. Эту награду может получить каждый, будь то строитель или академик. Наша премия открытая, поэтому общественные организации и союзы могут направлять в благотворительный фонд имена своих претендентов, которых они считают достойными премии. Имена трех лауреатов, которые выходили сегодня на эту сцену, упоминал еще сам Юрий Петрович и говорил о них, как о настоящих профессионалах».

Место и дата проведения премии выбраны не случайно – 30 сентября 2015 года Юрию Петровичу исполнилось бы 98 лет. Театр имени Вахтангова – альма-матер режиссера, где он в 1959 году поставил свой первый спектакль «Много ли человеку надо» по пьесе Александра Галича. В этом же театра он поставил свою последнюю пьесу – «Бесы» Достоевского. Именно этот спектакль играли на сцене после вручения самой премии.

«Юрий Любимов всегда был очень требователен в работе. Актерам рядом с ним приходилось тяжело. Когда мы завершили работу над «Бесами», то сначала все облегченно выдохнули, но через два месяца стало слишком тихо, актеры соскучились по Юрию Петровичу. Стоило ему прийти на репетицию, и все заражались его энергией – вокруг него сразу поднимался шум, и начиналась работа», – рассказал худрук театра Вахтангова Римас Туминас.

Премию планируется проводить ежегодно в день рождения режиссера 30 сентября в Театре имени Вахтангова.
 
30.0.2015 Премия Юрия Любимова будет не театральной, а общественной PDF Печать E-mail


30 сентября, 12:41 UTC+3 МОСКВА 30, сентября. /ТАСС
Первых соискателей трое - член Российской академии наук Алексей Арбатов, академик Российской академии художеств Леонид Баранов, композитор, музыковед и философ Владимир Мартынов
Материал из 1 страницы
Вдова режиссера Ю.Любимова Каталин Любимова на пресс-конференции в формате телемоста Москва-Ватикан-Нью-Йорк, посвященной вручению первой премии Юрия Любимова

Вдова режиссера Ю.Любимова Каталин Любимова на пресс-конференции в формате телемоста Москва-Ватикан-Нью-Йорк, посвященной вручению первой премии Юрия Любимова

© Артем Геодакян/ТАСС

МОСКВА, 30 сентября. /ТАСС/. Премия Юрия Любимова, которую впервые вручат сегодня, в день рождения мастера, на сцене театра им. Вахтангова, будет не театральной, а общественной, ею будут отмечать за профессионализм и гражданскую позицию. Об этом на пресс-конференции в ТАСС сообщила вдова режиссера Каталин Любимова.

Идея мастера

"Прежде всего я хотела бы поблагодарить всех присутствующих рядом со мной в этот день, когда удалось воплотить премию, которую несколько лет назад задумал Юрий Петрович. Он хотел, чтобы премия присуждалась тем людям, которые очень серьезно относятся к своему делу, это премия общественная, а не театральная. Юрий Петрович всегда очень ценил профессионализм, и его всегда расстраивало, когда человек относился несерьезно к своему делу", - сказала Каталин Любимова.

Первых соискателей трое - российский политический деятель, политолог, член Российской академии наук Алексей Арбатов, скульптор, академик Российской академии художеств, заслуженный художник РФ Леонид Баранов, композитор, музыковед и философ Владимир Мартынов.

Каталин отметила, что выдвижение именно этих претендентов на премию входило в замысел Любимова.

Вдова режиссера поблагодарила худрука театра им. Вахтангова Римаса Туминаса за то, что первая премия присуждается в стенах именно этого театра, с которым так многое связывало Юрия Петровича.

Туминас в свою очередь подчеркнул, что сегодняшний день для театра Вахтангова - символический.

"Репетиции, которые сегодня весь день будут происходить в театре, будут посвящены памяти Любимова. Юрий Петрович был очень требовательным к актерам, с ним было сложно. Но когда спустя два месяца завершились репетиции "Бесов", то все соскучились по Юрию Петровичу, в театре воцарилась тишина. Но потом он приходил, и театр снова наполнялся шумом, для меня этот шум и поныне наполняет театр",- отметил Туминас.

Революционер в искусстве и в жизни

Многолетний друг Любимова, экс-министр культуры России, а ныне посол РФ в Ватикане Александр Авдеев, с которым присутствующие на пресс-конференции связались по телемосту, рассказал, что его первая встреча с Любимовым состоялась в 1977 году, когда Театр на Таганке приехал на гастроли в Париж.

"Его спектакли отличались тем, что в них не было социалистического реализма. Он совершил революцию в театральном искусстве, он выпустил в свет небывалую плеяду талантливых актеров, создал гениальные спектакли", - отметил Авдеев.

Президент Фонда Солженицына, вдова писателя Наталья Солженицына рассказала, что Александр Исаевич много лет дружил с Юрием Петровичем.

"Я хотела бы прежде всего поздравить Каталин и Петра с днем рождения нашего большого друга. Он для нас всех очень много сделал. Александр Исаевич дружил с Юрием Петровичем очень давно, и в годы опалы Солженицына эта дружба была наказуема. Юрий Петрович эту наказуемость на себе чувствовал. Любимов приходил проститься с Александром Исаевичем перед изгнанием. В год, когда Александр Исаевич ушел из жизни, премию "за честь и достоинство" "Большой книги" присудили Солженицыну. Получала ее уже я. Солженицын чурался всяческих премий. Поэтому в благодарственной речи я тогда сказала, что честь и достоинство должны быть нормой, а премии нужно давать за профессионализм и гражданскую позицию. Юрий Петрович, думаю, учитывал, что не надо давать премию за честь и достоинство, а нужно давать ее за профессионализм и гражданскую позицию. И эта премия - важный инструмент, который будет помогать росту гражданского самосознания", - сказала Солженицына.

Художник Борис Мессерер отметил, что образ Юрия Петровича для него сложился как образ человека, всю жизнь боровшегося за свою гражданскую позицию.

"Кульминацией нашего общения явились последние полтора года жизни Юрия Петровича. Примерно два раза в неделю я приходил, и мы подолгу разговаривали про спектакль "Школа жен", который выпускали в "Новой опере". Но Любимов всегда отвлекался и рассказывал истории. И это были прекрасные лирические отступления. Он рассказывал о жизни, в этих историях прослеживалась его позиция гражданского борца, который все время вступал в оппозицию с начальством", - сказал Мессерер.

О премии

Лауреаты Премии Юрия Любимова получат карточку Банка ВТБ 24 на сумму 100 000 руб и портрет режиссера в авторском исполнении художника Рустама Хамдамова.

Начиная с 2015 года, премия будет вручаться ежегодно. Ожидается, что Премию Любимова на вахтанговской сцене вручит первым лауреатам президент - председатель правления Банка ВТБ 24 Михаил Задорнов.

Информационную поддержку мероприятию оказывает агентство ТАСС.

 
О премии Юрия Любимова расскажут по телемосту Москва-Ватикан-Нью-Йорк PDF Печать E-mail

24.09.15 18:11     

О премии Юрия Любимова расскажут по телемосту Москва-Ватикан-Нью-Йорк

Пресс-конференция, посвященная вручению первой премии Юрия Любимова и приуроченная к 100-летию со дня рождения режиссера, пройдет в ТАСС 30 сентября 2015 года. Она будет проводиться в формате телемоста Москва-Ватикан-Нью-Йорк,

В мероприятии в Москве примут участие вдова режиссера Каталин Любимова, режиссер, художественный руководитель Государственного академического театра имени Е.Вахтангова Римас Туминас, директор Государственного академического театра имени Е.Вахтангова Кирилл Крок, президент Фонда Солженицына, вдова писателя Наталия Солженицына, чрезвычайный и полномочный посол, член Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, литературовед Евгений Сидоров, президент Ассоциации художников театра, кино и телевидения Москвы, художник Борис Мессерер и заместитель председателя правления, директор Департамента коммуникаций «ВТБ 24» Михаил Кожокин.

Сама церемония вручения премии Юрия Любимова пройдет в тот же день в Московском академическом театре имени Вахтангова, где начинался творческий путь режиссера.

Начало в 11.00.

Справки и аккредитация: +7 (495) 692-1522,  Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script .

 
Премия Юрия Любимова PDF Печать E-mail

Премия Юрия Любимова впервые будет вручена 30 сентября в день рождения режиссера

 14 сентября, 10:27 
Премия предполагает карточку Банка ВТБ 24 на сумму 100 тыс. руб. и портрет Юрия Любимова в авторском исполнении художника Рустама Хамдамова
Юрий Любимов

Юрий Любимов

© ИТАР-ТАСС/Александра Мудрац

МОСКВА, 14 сентября. /Корр. ТАСС Ольга Свистунова/. Премия выдающегося режиссера, основателя легендарного Театра на Таганке, народного артиста РФ Юрия Любимова (1917-2014) впервые будет вручена 30 сентября - в день рождения мастера. Об этом ТАСС сообщила в понедельник вдова режиссера Каталин Любимова. 

Она рассказала, что премия учреждена некоммерческой организацией "Благотворительный фонд развития театрального искусства Ю. П. Любимова" к 100-летию со дня рождения режиссера. Главным спонсором награды выступил Банк ВТБ 24. Премия предполагает карточку Банка ВТБ 24 на сумму 100 тыс. руб. и портрет Юрия Любимова в авторском исполнении художника Рустама Хамдамова. "Каждый рисунок оригинален и исполнен в единственном экземпляре", - подчеркнула Каталин Любимова.

По ее словам, начиная с 2015 года премия будет вручаться ежегодно. Она присуждается за профессионализм, верность и успехи в профессии, за четкое выражение своей гражданской позиции. "Все эти качества очень ценил в людях Юрий Петрович Любимов и сам был выражение всех этих достоинств", - отметила вдова режиссера. Она пояснила, что к премированию выдвигаются кандидаты, имеющие любую профессию, но удовлетворяющие вышеперечисленным критериям. Выдвижение лауреатов производится решением комиссии, состоящей из членов попечительского совета фонда, уточнила Каталин Любимова.

Кандидаты на премию

Первые соискатели уже известны, их трое. Согласно алфавиту, список первых кандидатов на премию Любимова открывается именем Алексея Арбатова, российского политического деятеля, политолога, действительного члена Российской академии наук. Он является одним из ведущих специалистов России в области международных отношений, внешней и военной политики, международной безопасности, контроля над вооружениями и разоружения.

Следующим претендентом на премию Любимова значится скульптор, академик Российской академии художеств, заслуженный художник РФ Леонид Баранов. Он участник многочисленных выставок, проходящих в России и за рубежом. Памятники его работы, посвященные выдающимся деятелям России, установлены в разных городах РФ и ряда иностранных государств. "В 2000-е годы произведения скульптора устанавливались на сцене Московского театра на Таганке, включались в сценическое действие постановок Юрия Петровича Любимова. К примеру, в "Евгении Онегине" это были скульптурные маски Пушкина, а в "Театральном романе" - скульптура "Золотой конь", цикл работ, посвященных Пушкину, постоянно экспонировался в фойе театра", - рассказала Каталин Любимова.

Третьим кандидатом на премию Любимова стал российский композитор, музыковед и философ Владимир Мартынов. "Его связывало с Юрием Петровичем Любимовым более чем 20-летнее сотрудничество. Он, в частности, написал музыку к любимовскому спектаклю "Шарашка", созданному по роману Солженицына "В круге первом", - заметила Каталин Любимова, добавив, что Мартынов - автор музыки к более чем 50 телевизионным и кинофильмам, а также к ряду мультфильмов. Композитор занимался расшифровкой и реставрацией памятников древнерусского богослужебного пения, изучением древних певческих рукописей в ряде монастырей. А с другой стороны, выступил одним из основателей центра развития и поддержки новой музыки Devotio Moderna.

В память о Любимове

Вручение премии Любимова состоится 30 сентября в Московском академическом театре имени Вахтангова. Это альма-матер Любимова. Здесь он начинал свой творческий путь. Тут его и закончил. "Свой последний спектакль - "Бесы" Достоевского - Любимов поставил в Вахтанговском театре. Его и покажут после церемонии вручения премии, носящей имя режиссера", - сообщила его вдова.

Она напомнила, что в последний путь Любимова, ушедшего из жизни 5 октября 2014 года, провожали из Вахтанговского театра. По случаю первой годовщины со дня кончины режиссера 5 октября в 12.00 мск пройдет поминальная служба по православному канону на Донском кладбище, где похоронен мастер. "Вход свободный", - пригласила Каталин Любимова.

Вечером 8 октября в память о Юрии Любимове в Государственном музее А. С. Пушкина на Пречистенке состоится благотворительный концерт пианиста Филиппа Соломонника. В программе - Моцарт, Бетховен и Шуберт.

 
03.06.2015 Творческий вечер Ю.П.Любимова PDF Печать E-mail


 
2.06.2015 К 100-летию Любимова надо исполнить последнюю волю мэтра PDF Печать E-mail


Вдова режиссера Каталин: «Я буду очень рада, если архив мужа, наконец, будет обработан и издан»

2 июня 2015 в 16:14, 

 

В Музее Скрябина начался памятный цикл вечеров, касающихся оперного наследия Юрия Любимова, причем первая встреча посвящена именно миланским премьерам Юрия Петровича в Ла Скала, начиная с «Под жарким солнцем любви» 1975 года и заканчивая «Страстями по Матфею» 1985-го. Прозвучат и фрагменты опер, и воспоминания-интервью самого Юрия Петровича, и живая музыка (Бах, Мусоргский) в исполнении скрипача Стаса Малышева, пианистки Наталии Черкасовой и прекрасной певицы-сопрано Анастасии Белуковой.

Накануне памятного вечера мы пообщались с Каталин Любимовой, которая рассказала о главенствующей роли музыки в оперных постановках мужа.

 



— Сначала мы познакомим публику с постановкой оперы знаменитого итальянского композитора Луиджи Ноно «Под жарким солнцем любви» (о революционерах прошлого и настоящего), — говорит Каталин, — где дирижером выступил блистательный Клаудио Аббадо. После успеха «Жаркого солнца» Любимову последовали новые предложения: в 1978-м он создал «Бориса Годунова», затем «Хованщину», а далее — постановка «Страстей по Матфею» Баха, причем, руководство Ла Скала попросило у Любимова сделать из оратории действо. А это задача непростая. Премьера состоялась в миланской церкви Сан Марко — той самой, где были обнаружены фрески Леонардо да Винчи.

...Кстати, прямо в алтаре был установлен ледяной крест, который медленно таял (как бы плакал) во время спектакля. Успех был колоссальный.

— Слава от «Страстей» дошла и до России, — продолжает Каталин, — так, что композитор Владимир Мартынов, сочинивший свой знаменитый «Апокалипсис», очень просил, чтобы оперу его ставил только Любимов и никто другой. Возвращаясь к вечеру — прозвучат отрывки из интервью с Юрием Петровичем, будут прочитаны фрагменты воспоминаний из его книги, которую, понятно, не все читали. Также приглашен известный современный композитор Тарнопольский, для которого опера авангардиста Луиджи Ноно — абсолютно понятный язык, о чем он и поведует...

— Опера — это погружение в совершенно иной жанр для драматического режиссера. Какой видел оперу Юрий Петрович? Ему было в этом пространстве комфортно?

— Существенный момент следующий: с первой же постановки для Любимова главенствующую роль играла МУЗЫКА; он вообще был большим почитателем классического музыкального наследия. И даже на драматической сцене, начиная с «Доброго человека из Сезуана» и до последней своей работы, музыка присутствовала обязательно. Юрий Петрович был сторонником синтеза искусств — не только слово, но и музыка, и пластика в постановке, причем, все равноправны! Ибо обслуживали выразительность основной идеи. Так что в опере главный для него критерий: не мешать музыке, чему он постоянно и следовал, максимально помогая певцам...

— Но все-таки мы немного знаем режиссеров, которые равноправно работали бы как в опере, так и драме...

— В этом смысле Любимов оказался уникальным русским драматическим режиссером, поставившим около 30 уникальных оперных спектаклей на лучших сценах мира — в миланском Ла Скала, Парижской Национальной опере, в Ковент Гарден в Лондоне, оперных театрах Гамбурга, Мюнхена, Бонна, Карлсруэ, Штутгарта, Цюриха, Неаполя, Болоньи, Турина, Флоренции, Будапешта, Чикаго... Причем, иные постановки были настолько успешными что игрались по 10-15 лет, а это серьезный показатель. Например, «Дон Джованни» в Будапеште лет десять держали в репертуаре... ну и «Князь Игорь» (спасибо, что они не отказались от этой постановки, несмотря на болезнь Любимова) идет сейчас в Большом театре с успехом.

— Странно, что вообще оперная ипостась не «перевесила», что Любимов сумел вернуться к драматическим постановкам...

— Дело не в том, что что-то перевесило. Просто Юрий Петрович был в такой счастливой ситуации, когда он мог выбирать как режиссер — что ему делать... и он делал то, что было ему интересно. К тому же он, даже будучи на Западе, несколько лет был художественным руководителем драматического театра в Болонье Arena del Sole, где поставил несколько спектаклей. И когда последовало приглашение вернуться в Россию, Любимов — как Солженицын, Ростропович, Аксенов — среди первых оказался на родине и стал работать здесь. Хотя ситуация с театром была сложная. За время вынужденной эмиграции театр сдал свои позиции в плане художественного уровня, поэтому прошли годы после возвращения мужа, прежде чем Таганка снова достигла высокого уровня. Много усилий потребовалось. Было сложно. Но в итоге удалось.

— И последний момент: мемориальный кабинет Любимова должен быть сохранен, не так ли? Он должен быть неприкосновенен — какая ваша точка зрения?

— Дело не в моей точке зрения. Для меня очевидно, что театр сейчас нуждается в ремонте, Любимов после возвращения как мог чинил и выправлял, но деньги-то на это отпускались скромные. Поэтому нынче и с фундаментами проблема, и в фойе пол неровный... Ремонт нужен. Другое дело, что при ремонте не надо забывать о последней просьбе Юрия Петровича, которая прозвучала перед его уходом из жизни. Он, во-первых, просил сохранить свой кабинет (уникальный автографами величайших людей современности на стенах), а, во-вторых, хотел, чтобы его так называемый архив был обработан и издан. Причем, не где-нибудь, а в его альма-матер — в Вахтанговском театре (откуда он начал, и которым он закончил свой жизненный путь), специалисты которого на время исследования забрали бы себе все документы, а потом вернули бы обратно. В архиве — фотографии, обсуждения спектаклей, режиссерские пометки etc.; почти нет эскизов декораций, потому что художник Давид Боровский, уходя с Таганки, все взял с собой. Так вот, издать архив хотелось бы к столетию Любимова, которое будет в 2017-м году. И только Вахтанговский театр — гарантия того, что это будет сделано на высоком уровне.

— Так остался, по существу, год...

— Да, времени совсем немного. Но исполнение его последней воли — только на пользу не только русскому, но и мировому театру.

— Ну так надо сказать худруку Туминасу, директору Кроку... они — люди дела.

— Так они сами и предложили, услышав последнюю просьбу Юрия Петровича. Другое дело, что времени остается мало, а работа очень большая. Ведь предполагается несколько книг-альбомов. Надеюсь, все успеем.



     
    3.06.2015. Вечер, посвященный творчеству Ю.П.Любимова PDF Печать E-mail

    «Благотворительный фонд

    развития театрального искусства Ю.П. Любимова»

    и

    Мемориальный музей А.Н.Скрябина приглашают

    03 июня 2015г. в 19.00 на вечер

    «Оперный режиссер Юрий Любимов»

    или

    «ОПЕРуполномоченный Юрий Любимов»

     

    Юрий Петрович Любимов, будучи режиссером драматического театра, много работал и в опере. Первой постановкой стала опера итальянского композитора-авангардиста Луиджи Ноно «Под жарким солнцем любви» в «Ла Скала» в 1975 году. С тех пор Ю.П.Любимовым поставлено около 30 уникальных оперных спектаклей на лучших сценах мира: в Миланском театре Ла Скала, Парижской Национальной опере, Королевской опере Ковент Гарден в Лондоне, оперных театрах Гамбурга, Мюнхена, Бонна, Карлсруэ, Штутгарта, Цюриха, Неаполя, Болоньи, Турина, Флоренции, Будапешта, Чикаго и других. 

    Наш вечер открывает цикл вечеров, посвященных работе Ю.П.Любимова на оперной сцене.

    Первый вечер будет посвящен четырем операм, поставленным Ю.П.Любимовым в Ла Скала: «Под жарким солнцем любви» (1975г.), «Борис Годунов» (1978г.), «Хованщина» (1981г.) и «Страсти по Матфею» (1985г.)  В основе вечера лежат воспоминания самого Ю.П.Любимова о работах над этими операми. Прозвучат отрывки из опер и фрагменты произведений И.Баха,  Мусоргского и др. 

    В вечере принимают участие:

     композитор В.Г.Тарнопольский,

     солистка театра «Новая опера им. Е.В.Колобова» Анастасия Белукова, сопрано,

     Стас Малышев (скрипка),

    Наталия Черкасова (фортепиано).

    Image
    Клаудио Аббадо, Юрий Любимов и Луиджи Ноно во время работы в Ла Скала
     

     

     


     
    11.05.2015. Вечер, посвященный Юрию Любимову, в Иерусалиме PDF Печать E-mail

    Сегодня, в Иерусалимской Русской Библиотеке, состоится 
    вечер, посвященный Ю.П.Любимову. 
    На вечере будет представлен альбом "Юрий Любимов - 80 лет в мировом сценическим искусстве", фрагменты из интервью, и последних работ Ю.П.Любимова.  

    Ведет вечер супруга Каталин Любимова. 


    Встреча для поклонников Ю.П.Любимова организована Фондом развития театрального искусства Ю.П.Любимова и Русской библиотекой.

     

    Image
    Давид Маркиш, писатель
     
    Image
    Выступает Сергей Чесноков, математик
    Image
    В первом ряду: Клара Эльберт, создатель и директор Русской Библиотеки и Григорий Люксембург, гл. Тренер олимпийского комитета по боксу

     
    Визит в Ярославль и Данилов PDF Печать E-mail

    16-17 апреля 2015 года Председатель Правления Фонда Юрия Любимова Каталин Любимова и

    директор  Елена Смирнова побывали в Ярославле и Данилове, на родине Ю.П.Любимова.

    В ходе встречи с администрацией города были достигнуты ряд договоренностей

    о проведении 30 сентября 2015 года ряда мероприятий в честь дня рождения Юрия Любимова.

    Также руководство Театра Волкова выразило намерение пригласить

    в сентябре 2015 года Театр Вахтангова со спектаклем "Бесы" в Ярославль.

     
    18.03.2015 Вечер, посвященный творчеству Ю.П.Любимова PDF Печать E-mail


    18 марта 2015 года в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына состоялся  вечер, 

    посвященный творчеству Ю.П.Любимова.

    Вечер подготовили Дом русского зарубежья и Благотворительный фонд развития

    театрального искусства Ю.П.Любимова. Фонд, созданный Юрием Петровичем Любимовым

    в 1998году, был действенным подспорьем в делах театра, реализации культурных проектов.

    В год 50-летия театра и 80-летия творческой деятельности его создателя фонд выступил

    инициатором проведения международной конференции, посвященной творчеству Юрия Любимова

    и выпустил уникальную книгу «Юрий Любимов. 80 лет в мировом сценическом искусстве»

    (автор предисловия Е.Абелюк, составитель С.Сидорина). По сути, это энциклопедия

    творческих находок мастера, летопись его многогранной деятельности не только в России,

    но во многих зарубежных странах.

    Любимов поставил около двухсот драматических и оперных спектаклей, каждый из которых —

    открытие, уникальный вклад в мировую культуру. И теперь, когда Юрия Петровича уже

    нет с нами, главная забота председателя правления фонда — Каталин Любимовой —

    сохранить наследие режиссера, сделать его доступным для изучения новыми

    поколениями служителей театра и именно так увековечить память о режиссере-новаторе.

    Вечер «Что сохраняет память» в Доме русского зарубежья стал первым в цикле,

    посвященном 100-летию Юрия Любимова, которое будет отмечаться в 2017 году.

    С приветственным словом к тем, кто пришел поделиться воспоминаниями о мастере,

    обратился директор ДРЗ Виктор Александрович Москвин. Он говорил о символической

    связи Театра на Таганке и Дома русского зарубежья как двух центров Таганского

    холма, о творческой дружбе Любимова и Солженицына, укрепившейся во время постановки

    спектакля «Шарашка» по роману Солженицына «В круге первом», вспоминал о вечерах,

    на которых Юрий Петрович бывал в ДРЗ, и о том, как принимали супруги Любимовы

    гостей нашего Дома в легендарном кабинете Юрия Петровича.

    Сейчас в Театре на Таганке начался ремонт, будет ли учтена специфика кабинета

    Любимова с автографами выдающихся людей ХХ века на стенах? Не повредят ли эти

    уникальные стены стандартные действия строителей? И главный вопрос — как

    создать здесь не просто мемориальную комнату, а активно действующий

    научно-методический центр. Ведь с советских времени к слову "кабинет" приросло значение «приемная чиновника».

    Выступая на вечере, представитель Попечительского совета Фонда Ю.Любимова

    профессор Юрий Владимирович Манн включил понятие «кабинет» в историческую традицию,

    идущую от античности и средневековья, определил его как своеобразную лабораторию ученого,

    художника, как личное пространство для размышлений и творческих занятий.

    Именно в таком качестве должен быть воссоздан кабинет Юрия Петровича Любимова

    в помещении Театра на Таганке — таким было единодушное решение

    Попечительского совета Фонда Ю.Любимова, рабочее собрание которого состоялось

    в период организации вечера здесь же, в Доме русского зарубежья.

    В Попечительском совете фонда — люди творческие и деятельные: художник и

    сценограф Борис Асафович Мессерер, режиссер Андрей Юрьевич Хржановский,

    критик и литературовед Евгений Юрьевич Сидоров, филолог Юрий Владимирович Манн,

    композитор Владимир Иванович Мартынов. Согласилась войти в Попечительский совет

    Фонда Ю.Любимова и Наталия Дмитриевна Солженицына, чей опыт в подготовке

    100-летия со дня рождения А.И.Солженицына в 2018 году — очень важен для подготовки

    столетия Ю.П.Любимова в 2017 году.

    А в тот день на собрании в ДРЗ каким-то чудом оказалась и Лора Гуэрра (она тоже в

    Попечительском совете фонда, как и японский режиссер Тадаши Сузуки, представители

    Франции и других стран). Лора Гуэрра тут же предложила поставить с итальянской

     труппой спектакль «Мед» по сценической композиции Юрия Любимова на основе

    поэмы Тонино Гуэрра. Этот спектакль с успехом шел несколько лет на Таганке.

    Именно так, разрабатывая программы творческих вечеров, мастер-классов, проекты

    книжных и электронных изданий, сохраняют память о Юрии Петровиче те, кто

    с ним работал, кто был его собеседником за дружеским столом, кто когда-то учился

    у него, кому вместе с ним посчастливилось ставить спектакли. Именно такое деятельное

    общение всегда было по душе Юрию Петровичу Любимову.

    Конечно же, память не может не быть и со слезами на глазах. Так благодарила

    Каталин Любимова на вечере в ДРЗ Римаса Туминаса за то, что он продлил

    Юрию Петровичу жизнь, пригласив поставить спектакль «Бесы» в Театр им. Е.Вахтангова,

    где Любимов начинал свой творческий путь. А художественный руководитель

    Вахтанговского рассказал, как познакомился с Любимовым, когда тот ставил на

    Таганке спектакль «Мастер и Маргарита», как невольно оказался «наглядным пособием»

    во время демонстрации режиссером необходимой актерам пластики и с каким

    удовольствием до сих пор он вспоминает эти уроки.

    О других уроках-беседах Любимова во время, а иногда и вместо традиционной репетиции

    поведал исполнитель роли Степана Трофимовича Верховенского Юрий Шлыков.

    К тому же в его исполнении гостям вечера посчастливилось услышать монолог о

    роли красоты как высшей жизненной ценности из спектакля «Бесы».

    А показанные на вечере видеофрагменты репетиций и сцен из спектакля

    (подготовленные Светланой Сидориной) стали своего рода мастер-классом

    для студентов ГИТИСа и других театральных вузов, которые пришли на вечер в ДРЗ.

    Выступления Бориса Мессерера, Владимира Мартынова вместе с глубоко

    личностными воспоминаниями о Юрии Петровиче раскрывали творческие

    принципы работы с мастером, что, наверняка, станет темой будущих мастер-классов,

    которые планирует проводить Фонд Ю.Любимова.

    Интересными размышлениями о работе Любимова над оперой Бородина «Князь Игорь»

    в Большом театре и «Школой жен» по пьесе Мольера в Новой опере поделился режиссер Игорь Ушаков.

    А благодаря находке студии «Ракурс» и ее сотруднику-энтузиасту Игорю Рахманову

    гостям вечера впервые в России удалось увидеть фрагмент из спектакля «Гамлет»

    с Владимиром Высоцким, отснятый на цветной пленке в 1976 году во время

    Театрального фестиваля в Белграде. Участниками этого форума были спектакли таких

    выдающихся режиссеров, как Питер Брук, Ингмар Бергман, Дж. Стреллер.

    Но все-таки пальмы первенства был удостоен «Гамлет» в постановке Юрия Любимова.

    И едва ли не самое интересное — запись беседы Юрия Любимова и Владимира Высоцкого.

    Юрий Петрович раскрыл «тайну» замысла этой постановки, возникшей вроде бы

    спонтанно в споре с советскими чиновниками, но на самом деле — в результате

    длительных настойчивых просьб Высоцкого «сыграть Гамлета». А Владимир Семенович

    с удивительной глубиной раскрыл в этом как будто бы непринужденном разговоре суть

    творческого метода Любимова — импровизационность и выбор из множества вариантов,

    как это делал на основе черновиков Достоевский, самого неожиданного и самого точного.

    Начался и завершился вечер выступлением ансамбля Дмитрия Покровского,

    который не распался после ранней смерти своего создателя благодаря Любимову.

    Юрий Петрович пригласил исполнителей народной песни в свой театр, и живая музыка

    стала одним из незаменимых голосов в его полифонических постановках. Ансамбль Дмитрия Покровского

    поддержал атмосферу серьезного творческого и непринужденного дружеского общения,

    которой всегда дорожил Юрий Петрович Любимов и которую в память о мастере удалось

    создать на вечере в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына.

    Тамара Приходько

     
    Каталин Любимова На выставке – личные вещи Ю.Любимова
    В центре - А.Васильев Кадр видеофрагмента Ю.Любимов в фойе театра на Таганке
    Ансамбль Дм.Покровского В.Москвин
     Б.Мессерер
    Ю.Шлыков Р.Туминас
     В.Мартынов
    Эскиз Ю.Любимова к спектаклю «Птицы»  И.Ушаков
    Е.Абелюк И.Рахманов
    Ю.Любимов на фестивале БИТЕФ в Белграде Ю.Манн
    К.Любимова и директор Фонда Е.Смирнова И.Апексимова и В.Угаров


     

     
    << [Первая] < [Предыдущая] 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 [Следующая] > [Последняя] >>

    Результаты 43 - 56 из 138