НОВОСТИ
29.01.2014 Музыкальный Клондайк PDF Печать E-mail

"Школа жен" в Новой Опере

«ЭТО БУФФА! НАДО СМЕЯТЬСЯ…»

«Чтобы хорошо сделать спектакль, нужно месяца полтора…Опера – очень дорогое искусство!» - считает Юрий Любимов.В театре «Новая Опера»  с мэтром отечественной сцены согласны, поэтому подготовка оперы Владимира Мартынова «Школа жен», премьера которой назначена на 20 мая 2014 года, уже идет полным ходом.

Репетиции  в «Новой Опере» начнутся с 26 марта, а в конце января Художественной коллегии театра и средствам массовой информации  были представлены макеты декораций, выполненные знаменитым театральным художником Борисом Мессерером, с эскизами костюмов актеров, подготовленные Рустамом Хамдамовым.

Дмитрий Сибирцев Новая Опера Школа жен

«Мы надеемся, что четыре месяца, которые остались до постановки, пройдут плодотворно, - сообщил на презентации декораций директор театра «Новая Опера» Дмитрий Сибирцев. –  Музыкальный материал абсолютно готов, есть клавир, солисты получили партии, и в ближайшее время пройдет еще одно завершающее большое прослушивание на оставшиеся партии. Мы уже понимаем сегодня, как будет выглядеть этот спектакль, и скоро надеемся увидеть костюмы». По словам Дмитрия Сибирцева, впервые в спектакле на сцену театра «Новая Опера» выйдут контратеноры,  для которых написано две партии. На них взяты приглашенные артисты – Олег Безинских, Владимир Магомадов и Николай Гладких, причем каждый учит обе партии. В остальных партиях – штатные солисты театра «Новая Опера».  На прослушивании оперы уже присутствовал дирижер-постановщик Дмитрий Юровский. Но, как заявил Юрий Любимов, «Нам еще нужно очень хорошего голосистого Мольера». Сам маэстро когда-то играл французского комедиографа, и в его концепции Мольер – главный персонаж.

Юрий Любимов в Новой Опере Школа жен

Юрий Петрович  также написал либретто к опере, которую намерен представить как «истинную оперу-буффа». «Она как-то тихо скончалась, корни комедии дель  арте тоже пропали и превратились в беготню. А это буффа. Надо смеяться», -  убежден Юрий Любимов.

«Музыка чистая, интересная, местами даже где-то шлягерная, и может быть интересна как современная комедия буффа, - добавил режиссер Игорь Ушаков. – Действительно, комедии буффа уже не существуют в природе. Они перешли в комические оперы, куплеты и так далее. Мы попробуем сохранить этот жанр, стиль французской оперы – диалог и музыкальные номера». Юрий Любимов убежден, что в опере обязательно должны быть два-три шлягера, и постарается преобразовать «речитативы в шлягеры, чтобы народ запел».  

Юрий Любимов в Новой Опере Школа жен

С композитором Владимиром Мартыновым  Юрий Любимов работает долго, более 15 лет. «Мы понимаем друг друга, с нас и достаточно, - улыбается Юрий Петрович. – Заверяю вас, музыка интересная. Оригинальная, как всегда… Есть некоторые споры у него со мной, но это – наше, а в результате вы их не увидите». Все действие длится два часа, опера – в двух актах. Сюжет либретто основан, по словам Любимова, на «всем Мольере». От «Школы жен» практически ничего не осталось, сюжет – классически прост. Знаменитая труппа Мольера ожидает прихода короля, который всё время задерживается. Мольер заставляет труппу репетировать различные сцены. В итоге король так и не появляется. Ложный апофеоз с торжественным выносом портрета короля Людовика XIV  превращается в фарс…

Декорации к "Школе жен" Борис Мессерер Новая Опера

Декорации, выполненные художником-сценографом Борисом Мессерером, создают, скорее, традиционный статичный объем сценического пространства.  Их основным элементом станет ажурная металлическая конструкция, которая на протяжении всей оперы будет присутствовать на сцене.

Борис Мессерер представляет декорации к "Школе жен" в Новой Опере

«Её ажурность может стать контражурностью, если ее подсветить золотистым светом, -  объяснил автор свой замысел. – Мы хотим отразить и театр Мольера, и эпоху Людовика XIV. Минимальными средствами добиваемся того, чтобы выразить изящество эпохи. Переплеты дверей на сцене повторяют своим рисунком форму окон малого версальского Трианона; люстры в пустом пространстве создают и театральную, и дворцовую обстановку. Поручни –  для техники безопасности и одновременно для большего ажура. Ещё есть фонарики, которые дают ощущение рампы и старинного театра, и суфлерская будка, из которой появится сам Мольер». В центре сцены – огромный портрет Людовика XIV, внутри солнца, в обрамлении лучей.

"Школа жен" в Новой Опере эскиз костюмов Рустам Хамдамов

Эпоха Короля-Солнце, Версаля и мольеровского театра цельно и точно схвачена на эскизах костюмов Рустама Хамдамова. Несмотря на то, что конкретные исполнители, под которых готовятся костюмы, до конца еще не выбраны, художнику удалось воплотить дух эпохи и создать определенный стиль. Юрий Любимов так и заявил: «Стиль есть. А натура пока неизвестна, надо будет по телу учитывать реальную фигуру. Пока он стиль показал –  это его манера работы. Его переделать нельзя, свобода творчества…».

Декорации к "Школе жен"

Любоваться всем этим великолепием и смеяться от души, напевая шлягеры из «Школы жен», будем с конца мая. А пока с нетерпением ждем возрождения оперы буффа в театре «Новая Опера».

Ирина ШЫМЧАК

Фото автора

Фоторепортаж с пресс-конференции на странице "Музыкального Клондайка"  в facebook  https://www.facebook.com/

 

 
28.01.2014 Показ макета "Школы жен" PDF Печать E-mail
Печать

Школа Жен Любимова, в Новой Опере

Автор: Антон Никтаров 29 Январь 2014. Опубликовано в Новости

«Новое прочтение Мольера обретает сценическое пространство».

 28 января в Зеркальном фойе московского театра Новая Опера прошла официальная презентация макета декораций к опере «Школа жен» Владимира Мартынова в постановке Юрия Любимова, мировая премьера которой назначена на 20 мая 2014 года. Работа над оперой в самом разгаре, именитая команда высоких профессионалов своего дела собирается приступить к непосредственным репетициям уже в конце марта, как заверил присутствующих директор театра Дмитрий Сибирцев. 

Глядя на представленный макет, Юрий Петрович Любимов отметил, что ему нравится легкость и ажурность конструкций, представленных на сцене. (Ажурность конструкции может стать и контр-ажурностью в зависимости от освещения и сценического решения заданного момента). Ведь именно такой легкости и хотели добиться главные идеологи постановки. Главное, как было замечено, - это сохранить прозрачность, чтобы и зал засиял светом. Публика должна видеть, что она тоже находится в центре разворачиваемых событий.  Это идея создать Театр Мольера, изящный, имеющий черты, присущие эпохе Людовика XIV, известного как “Король-солнце”.

На макете сценического пространства  участники встречи могли увидеть легкие и воздушные стилистические двери, поручни и рампы, напоминающие малый версальский Трианон. (Внешне дворец прост и элегантен, архитектурно выдержан, нет вычурных украшений барокко, являя собой переход от стиля рококо к более сдержанному, но не менее элегантному и изысканному классицизму). Задник сцены венчает золоченое солнце.

Суфлерская будка также имеет символическое значение - оттуда вылезает сам Мольер в начале, и, возможно, в конце постановки. По словам Любимова это олицетворяет «как бы» триумф Короля. А в финале – ложный апофеоз и ложное торжество. 

Декорации будут статичными, никаких перестановок в процессе спектакля не планируется. По интригующим комментариям Юрия Петровича, Мольер может сыграть в постановке еще и другие роли (возможно).

«Школа жен», - это опера-буфф. По словам Юрия Петровича, в последнее время комедия, как жанр, превратилась в некую «беготню и халтуру». Для того, чтобы хорошо сделать спектакль – нужно как минимум полтора месяца на постоянные репетиции и прогоны. Еще нужно понимать, что опера – это очень дорогое удовольствие. Голоса, как выразился мэтр, покупают заранее.  «Ну Вы это и без меня знаете. А, в общем, наверное, не очень…».  На резонный вопрос журналистов о том, забронировали ли создатели постановки хорошие голоса, последовал ответ, что собрано уже две трети труппы  и «остается найти только хорошего и голосистого Мольера».

Участникам встречи были также продемонстрированы эскизы костюмов к постановке, созданные Рустамом Хамдамовым. Сам художник, к сожалению, ввиду болезни, не смог присутствовать на мероприятии. Рустам очень серьезно подходит к работе над образами героев. Одним из главных факторов, которыми руководствуется  мастер, является соответствие костюма живому актеру, их анатомическая совместимость, учитывающая все особенности тела.

Дмитрий Сибирцев заверил собравшихся, что четыре месяца до премьеры коллектив проведет достаточно продуктивно. Партитура оперы готова, музыканты и исполнители получили клавир для разучивания партий. Сегодня уже есть определенное понимание того, как  в целом будет выглядеть спектакль.

Ранее Любимов уже высказывался, что, по его мнению, нашему государству такая «школа жен» сейчас остро необходима. Как человек старой закалки, Юрий Петрович и сегодня не упустил возможности дать недвусмысленные комментарии о «школе жен» высших чинов и ситуации в стране в целом.

Но «все-таки это буфф. Надо смеяться. В результате. Хотя бы.», - иронически подытожил постановщик.

На вопрос о музыке, создатели поспешили заверить журналистов,  что она весьма интересная, искристая, местами, может быть, шлягерная, и как всегда оригинальная. Возможно, на сегодняшний день существуют еще некие споры относительно отдельных музыкальных моментов, но они сугубо внутренние и, конечно, зритель в итоге увидит целостную, неординарную и многогранную музыкальную картину. Будут ли в опере какие-то купюры или будут соблюдены все пожелания композитора, пока доподлинно не известно. На данный момент проделана огромная работа. Опера будет соответствовать заявленному жанру буффонады и каждый, наверное, в этой музыке услышит что-то «свое». Опера предстанет перед зрителями полностью на русском языке. На сцене впервые выступят контратенор, обладатель голоса диапазоном более трёх октав Олег Безинских и Николай Гладских.

В опере присутствуют речетативы, но Любимов признался что попытается их преобразовать в  шлягеры. Он считает обязательным наличие двух-трех шлягеров в постановке, чтобы “публика запела”. Переход с пения на диалоги пока осуществляется без музыкальной подложки. Любимов так же отметил, что он будет “употреблять характерные  французские выкрики и пугать публику”, наглядно проиллюстрировав  сказанное своим примером.

На провокационное замечание журналистов, что, по слухам, от Мольера в постановке мало что осталось, Юрий Петрович с жаром ответил, что Мольер конечно же остался. И что создатели оперы специально ездили в Париж, чтобы вдохновиться театром Мольера (а точнее его погорелыми останками) и проникнуть в эту причудливую и изысканную атмосферу. Но так же Любимов справедливо заметил, что сочинение либретто принадлежит его авторству, поэтому он имеет полное право добавить пьесе что-то свое. 

Что ж, подводя итоги встречи, хочется сказать, что мы заинтригованы.  И с нетерпением ждем премьеры!

 
19.05.2014. В "Новой Опере" открылась уникальная "Школа жен" PDF Печать E-mail

Автор: Ольга Пурчинская от Сегодня, 03:47, посмотрело: 118

Франция. XVII век. Эра правления «короля-солнце» Людовика XIV (1643 - 1815). В искусстве Западной Европы правит бал стиль барокко, для которого свойственно все необычное, причудливое, вычурное. В национальном театральном искусстве тогда выделялся Жан-Батист Мольер (1622 – 1673), создавший классическую комедию и возглавлявший собственный театр под названием «Труппа Мольера».

После своей смерти знаменитый актер и театральный деятель оставил богатейшее культурное наследие – более 40 пьес, большая часть которых сохранилась и по сей день.

По произведениям Мольера было поставлено огромное количество спектаклей. В России на сегодняшний день очень многие драматические театры имеют в своем репертуаре хотя бы одну пьесу великого француза. Что касается музыкальных произведений, то еще совсем недавно не существовало опусов такого рода, созданных на основе его творчества.

20 и 21 мая 2014 года в московском театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова состоится событие мирового масштаба – премьера комической оперы Владимира Мартынова на либретто Юрия Любимова «Школа жен». Режиссер-постановщик – Игорь Ушаков. Хореограф – Анна Абалихина.

Жанр спектакля определен как опера-буффа, а это значит, что зрителям предстоит увидеть шуточное произведение на основе интермедий и народно-бытовой песенной традиции.

Несмотря на свое название, сюжет молодого произведения основан на другой пьесе Мольера – «Версальском экспромте». Это – оригинальная вариация на тему «театра в театре». За несколько минут до начала спектакля, едва войдя в зал, зритель наблюдает на сцене активное действие. Мы видим суматоху, которая бывает в любом Храме Искусства перед репетицией. Повсюду снуют сотрудники различных творческих служб – художники по костюмам, гримеры, реквизиторы, монтировщики, осветители и уборщики, заканчивающие последние приготовления. Параллельно распеваются солисты и артисты хора, активно разминается у станка балетная труппа, разыгрывается оркестр.

«Театр внутри театра», вернее, точную копию сценической площадки, воссоздал народный художник России Борис Мессерер. Необыкновенные, яркие, эффектные костюмы придумал Рустам Хамдамов.

Но вот, наконец, на часах – 19.00. Прозвучал третий звонок, в зале гаснет свет. Секунда тишины – и на свое место выходит Дмитрий Юровский, дирижер и музыкальный руководитель постановки. Взмах «волшебной палочки» - и действие начинается!

Театральная труппа во главе со своим руководителем Мольером (лауреат Международного конкурса Дмитрий Орлов, бас) ожидает прибытия высочайшего гостя – короля Людовика XIV. К визиту венценосной особы режиссер хочет создать новую комедию, такую, которая вызовет смех не только «простых» зрителей, но и – самое главное! – Его Величества.

В "Новой Опере" открылась уникальная "Школа жен"До момента Х осталось всего 2 часа. Актеры и Актрисы, среди которых – Заслуженный артист России Марат Гареев (тенор), лауреаты Международных конкурсов Анастасия Белукова (сопрано), Джульетта Аванесян (сопрано), Екатерина Миронычева (сопрано), Светлана Медведева (сопрано), Ирина Костина (сопрано), Ярослав Абаимов (тенор), а также – Антон Бочкарев (тенор), артисты хор театра «Новая Опера» и участники коллектива «Балет Москва» (Мария Бодрова, Евгения Глазунова, Арсен Именов, Ирина Лобкова, Алексей Нарутто, Илья Романов, Константин Матулевский), не только не успевают должным образом, они даже не могут выучить за отведенное им время тексты. Из-за этого режиссер находится буквально на грани нервного срыва, и в коллективе назревает серьезный творческий конфликт.

Используя имеющиеся у себя ресурсы, Мольер пытается собрать из ничего необычный веселый спектакль. В основе экспромта – небольшие сценки, не имеющие какой-либо логической увязки друг с другом.

Первая – вокальная «дуэль» древнегреческих философов Клефистона (лауреат Международного конкурса Владимир Магомадов, контратенор) и Стифа (лауреат Международных конкурсов Олег Безинских, контратенор). Нежные, и в тоже время звонкие голоса, похожие на серебристый звон колокольчика или хрустального бокала, причудливым образом сочетаются с одеяниями, напоминающими античные тоги, а бутафорские животы необычно смотрятся в «компании» бочек, напоминающих еще об одном великом греческом мыслителе – Диогене.

Вторая яркая сцена импровизированной комедии разворачивается в гостиной роскошного дворца. Действующие лица – Княгиня (лауреат Международного конкурса Виктория Шевцова, сопрано), Князь (лауреат Международных конкурсов Вениамин Егоров, тенор) и Барон (лауреат Международного конкурса Дмитрий Орлов, бас). Банальный «бытовой» конфликт в богатой аристократической семье чуть не становится причиной глобальной ссоры. Но в помощь молодым людям – настоящий дипломат в лице Барона (точнее, самого Мольера).

Наконец, третий кусок представляет собой сцену из знаменитой комедии «Мещанин во дворянстве». Итак, господин Журден (Максим Остроухов, тенор), 40 лет от роду, влюбился в молодую аристократку. В связи с этим он хочет обучиться грамоте и хорошим манерам. Для этого в огромный дом приглашены учителя танцев (лауреат Международного конкурса Владимир Магомадов, контратенор), музыки (лауреат Международных конкурсов Олег Безинских, контратенор) и философии (лауреат Международного конкурса Дмитрий Орлов, бас). Балетные па, азы высокого искусства пения и игры на музыкальных инструментах, устный счет, начала грамоты – все смешалось в мещанской голове, ранее занятой информацией совершенно иного рода. Но чего не сделаешь во имя прекрасного чувства!

Господин Журден выучил гласные буквы и понял, в чем их принципиальное отличие от согласных. Теперь можно и письмо объекту вожделения написать! Стихи это будут? Или проза? Оказывается, наш мещанин всю жизнь говорит прозой. Как это неожиданно!

Опера-буффа предполагает наличие интермедии. Еще несколько секунд назад перед нами был человек «из низов», стремящийся поднять свое социальное положение. И вот на сцене гаснет свет. В центре – Максим Остроухов в окружении артистов хора. В руках у него – фонарик. Вкрадчиво он читает проект Козьмы Пруткова «О введении единомыслия в России». Это – самый длинный вербальный монолог в спектакле.

…Но время идет, и до важнейшего для театра Мольера визита короля осталось всего 10 минут. Какие мысли, какие чувства одолевают в эти мгновения великого актера, режиссера и комедиографа XVII века, представить себе непросто. Художник, находящийся в мире своего творчества, тем не менее, полностью зависит от представителей власти, от того, какое отношение к нему испытывают правители. И в этом заключена одна из основных тем спектакля «Школа жен», задуманного Юрием Петровичем Любимовым.

Музыкальный театр XXI века – это не просто прекрасное пение. Теперь перед нами – синтетический жанр, который требует от артистов не только навыков вокала, но и мастерства актера драматического театра, и даже балетной пластики, серьезных хореографических навыков.

Солисты, исполнявшие в одном спектакле несколько ролей, воплотили в жизнь разные интересные образы. Дмитрий Орлов, большую часть истории предстающий в виде великого Мольера, взволнованного, но при этом удивительно креативного, находящегося в постоянном творческом поиске, волшебным образом в течение одной минуты превращался в благородного Барона, сумевшего за короткий промежуток времени помирить молодую семейную пару, а затем – в хитрого, коварного профессора, учителя философии, готового оказать своему работодателю любую услугу, кроме той, для которой его изначально нанимали.

Очень интересны перевоплощения двух обладателей редчайших голосов – котратеноров Владимира Магомадова и Олега Безинских. Сперва – тучные античные философы, находящиеся в рамках горячего идейного спора по поводу взгляд на остроактуальные вопросы. Затем – изящные, грациозные учителя танцев и музыки соответственно. Легкость прыжков, пластика и изящество на секунду заставили забыть о том, что это – опера, а не урок в танцклассе.

Костюмы поражают воображение разнообразием стилей и эпох. Античные тоги гармонично сосуществуют с пышными, вычурными нарядами эпохи барокко (роскошные ткани, глубокие декольте, высокие каблуки, как у леди, так и у джентльменов, высокие прически с обилием локонов и пудры). Гротеск обозначается слишком высокой линией роста волос, за счет чего у некоторых героев имеет место очень широкий лоб.

Музыкальный материал очень сложный, насыщенный. Здесь можно уловить знакомые мотивы и из классических опер, и из оперетт, и из мюзиклов. И даже из современного кино. Каждый зритель услышит что-то свое, давно знакомое и любимое. А это значит, что мы можем видеть уникальную постановку, в которой обязательно будет все: и талантливые исполнители, и оригинальные образы, и приятные сюрпризы.

В добрый путь, «Школа жен»! Счастливого плавания в огромном океане под названием «Мировая опера»!

Ольга Пурчинская

Премьерные спектакли оперы «Школа жен» пройдут на сцене московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова 20 и 21 мая 2014 года.
 
18.05.2014 Юрий Любимов объяснил замену режиссера задуманной им оперы "Школа жен" PDF Печать E-mail
  МОСКВА, 18 мая. /Корр. ИТАР-ТАСС Ольга Свистунова/. В московском театре "Новая опера" 20 и 21 мая состоится мировая премьера оперы-буффа "Школа жен" по произведениям Мольера и Козьмы Пруткова.

Автор музыки - композитор Владимир Мартынов, автор идеи и либретто - Юрий Любимов, который и должен был ставить оперу. 

Однако в программке спектакля в качестве режиссера-постановщика значится имя Игоря Ушакова. Произошедшую замену в интервью ИТАР-ТАСС объяснил сам Юрий Любимов.

 

 

"Моя фамилия в графе режиссер-постановщик снята из афиши спектакля по моей просьбе", - сообщил Любимов. "Но в процессе подготовительной работы здоровье дало сбой - произошло нарушение ритмов сердца, - уточнил 96-летний режиссер. - Лечащие профессора категорически запретили мне какие бы то ни было эмоциональные нагрузки. Я вынужден был подчиниться их приказу".

По словам Любимова, он не хотел, чтобы театр затягивал репетиционный процесс по причине его нездоровья. "Я написал об этом директору "Новой оперы" Дмитрию Сибирцеву, предложив возложить обязанности режиссера-постановщика на Игоря Ушакова. Этого человека я хорошо знаю по совместной работе над "Князем Игорем" в Большом театре, считаю его талантливым, профессиональным режиссером, которому я всегда готов оказать помощь в осуществлении этого проекта", - заключил режиссер.

Что касается других создателей спектакля, то сценографом "Школы жен" стал Борис Мессерер, художником по костюмам Рустам Хамдамов, музыкальным руководителем и дирижером постановки маэстро Дмитрий Юровский.

 
9 мая 2014 года. Поздравляю с Днем Победы! PDF Печать E-mail

Я  поздравляю своих товарищей и  сослуживцев, с которыми мы прошли войну, и  вместе преодолели нелегкий путь к Победе. 

Желаю здоровья, выдержки и по мере возможности, хорошего настроения. 

Фронтовик с 1939 по 1946 годы     -    ЮРИЙ ЛЮБИМОВ 

 
25.04.2014 ."ТАГАНКЕ" - 50? PDF Печать E-mail
Пятница, 25 Апрель 2014 00:49


"Перебирая наши даты…" - Ю.П. Любимову – 96, из них 80 в творчестве, в истории, в Театре. За цифрами – слова, слова, слова - благодарности, восторга и далее по восходящей. Откровенностью платили за откровения. От слов взахлеб до "нет слов". Любимов молчания не хранил. Молчание нарушал. Были рядом и люди слова – Б.Можаев, Ф.Абрамов, Ю.Трифонов, А.Вознесенский… Их имена выводили на афишах, их слова выводили на авансцену. А закулисный путь был долог, петлял, столоначальники то и дело возвращали слова туда, откуда те пришли, – "в стол".

 

Спектакли снимали. Потом стали снимать на камеру. Было много слов обезличенных, говорящих с протокольных, пронумерованных листов, слов безымянных, но имеющих власть говорить "от имени…". Не сбереженных лиц ("Берегите ваши лица") столько же сколько слов не сдержанных. И тех, что говорят сгоряча, и тех, о которых, пообещав, – забывают. Были и слова в глаза и за глаза, и последние те, что подлее, по иронии, часто оказывались честнее сказанных "и глазом не моргнув". Любимов боролся за слова не ради красных и высоких слов. За их право быть услышанными, за право зрителей слышать. Спектакли, обращенные в зал, были разговором с каждым зрителем, а не с "коллективом". Вот и мерцали в темноте зала, то зеленый фонарик режиссера, то блестящие глаза зрителей. Театр, говорят, лечит. Если так, то Любимов – хирург, "мне часто приходится делать людям больно, чтобы потом им жилось хорошо", - говорил один киношный доктор. Любимов – онколог, всю жизнь борющийся с метастазами нарастающего мрака. Что такое "тьма пришедшая" режиссер знал и когда ставил "Мастера и Маргариту" в 1977 и "Бесов" в 2012… Любимов – офтальмолог. Всю жизнь борется с людской слепотой, расширяет поле зрения. Любимов вылечил не одно поколение от немоты и глухоты, сбив замки запретов с тем, фамилий и названий. Все называл своими именами, свое имя ставил там, где безопаснее было бы прикрыться псевдонимом, прикрывал своим именем и талантом многих. А сколько имен выпестовал! Иных уж нет, и людей, и спектаклей. Только аплодисменты живы и не ослабевают, следуют за Мастером, где бы тот не оказался. Талант, преодолевший множество барьеров, теперь и вовсе не знает границ. Но 80 лет творческой деятельности – повод не для разговора о прошлом. Одна премьера сменить другую спешит "дав ночи полчаса". Любимов не дремлет.

 

 

…А "Таганке" исполнилось бы пятьдесят. Жаль, театр не дожил до юбилея. Но дабы "день взятия Бастилии не прошел впустую" - "на брачный стол пошел пирог поминный"…

 

       На "Таганке" (кавычки после ухода Ю.П. Любимова из театра приобрели особый смысл) в день юбилея выстроились во фрунт. "Таганский фронт" - "поэтическое представление с полетами и откровениями новой поэзии" - так назвали юбилейное действо, которое сразу же включили в репертуар. Комментарии к столь исчерпывающими определению жанра излишне. Любят у нас и представлять, и летать, и откровенничать. Чего только на театре не бывает! "Одним бароном больше, одним меньше – не все ли равно? Пускай! Все равно!".

 

 

           В Театре им. Евг. Вахтангова тем временем, а точнее несколькими часами ранее, открыли Международную конференцию "Юрий Любимов в отечественном и мировом театре". Торжественную, но не праздную. Организаторы фестиваля – Международная конфедерация театральных союзов и Международный театральный фестиваль им. А.П. Чехова - пригласили деятелей театра Франции, Японии, Греции, Италии, Израиля. Мир ведь до сих пор благодарен Советам за высылку режиссера. Выступали и ведущие исследователи нашей страны. Специалисты из разных сфер науки (филологи, литературоведы, искусствоведы), ведь спектакли Любимова никогда не были узкотеатральными событиями. Перечень докладчиков длинный, конференция растянулась на много часов, только вот скучать не пришлось никому. Анатолий Васильев, Тадаси Судзуки, Теодорос Терзопулос, Арье Левин, Владимир Мартынов и множество других. Говорили о Мастере и о себе, лишний раз демонстрируя, что театр Любимова это разговор один на один со зрителем. Не с публикой, а именно со зрителем. "Массовиков" всегда хватало и хватает. Вспоминали, сопоставляли, анализировали…. Уж сколько, кажется, написано и сказано, а до последней точки далеко.

 

 

      Мне довелось держать слово на этой Конференции. Конечно, оказалась самой юной участницей, но одарена диалогами с Мастером и его спектаклями. Многое, я это уже сегодня понимаю, в моей жизни сотрется и уже стирается, но это никогда. Не отнять, не вытеснить, не заржавеет. Когда получила приглашение выступить, подумала, что это большая честь. Но оказалось, что это и большое счастье. Эту тему пока не раскрою. Приберегу. А расшифровка моего выступление такова… Впрочем, кое-что додумалось и дописалось. Само собой, мной самой.

 

 

       "В силу возраста я не видела легендарных спектаклей Юрия Петровича Любимова на "Таганке". Помните у Жванецкого была такая фраза: "В каком году ты родилась, девочка? Самое интересное ты уже пропустила". Вот и я всегда так себя чувствовала и чувствую, когда слышу воспоминания о спектаклях Театра на Таганке. Мои родные не пропускали ни одного спектакля. Пробивались, прорывались, как за глотком свободы стремились на спектакли Мастера. Сейчас о 60-х, об излете оттепели говорят как о времени расцвета, по крайней мере, театра, и на этом фоне как-то забывается, что оттепель это теплая погода поры зимней, когда все новые начинания воспринимались с прохладцей, а то и замораживались. Ох, как нелегко было Любимову. Таланту в нашей стране, словно нарочно, многое НЕ прощается. Его гнобят, а не привечают. Земля полна талантами, но их в землю и втаптывают… Мне от той "Таганки"… Хотя собственно нет той или этой. "Таганка" всегда будет одна и ее даты жизни, к сожалению, уже сегодня можно торжественно-печально выгравировать. Дата рождения приход Юрия Любимова в театр, дата смерти театра – уход Юрия Петровича из него. Стены целы и спектакли играют, но это уже другой театр, главное не путать и не паразитировать на славном прошлом. Карета прошлого – плохой транспорт. Но и сравнивать "Таганку" и театр под тем же названием на том же месте тоже нельзя, рано, ибо чтобы сравнивать, нужно быть на равных. А кто может позволить себе сегодня встать рядом с Мастером? Так вот мне от легендарных спектаклях Юрия Любимова остались лишь редкие сохранившиеся записи, воспоминания очевидцев, статьи критиков. Какое-то время я чувствовала себя обездоленной. Потом поняла – это заблуждение. История театра пишется, и, несмотря на то, что Юрий Петрович уже давно и несомненно вошел в нее, он же и продолжает ее писать.

 

Актеры, работающие с Любимовым, умеют держать паузу, а их режиссер - нет. Что не сезон – спектакль. Что не спектакль – событие. Но только не такое событие, которое замещается другими премьерами, скандалами, интригами, расследованиями. Долгоиграющее. Мы в стенах Вахтанговского театра, где, в общем-то, все для Юрия Петровича и начиналось. Здесь играют "Бесов", которых я, например, смотрела трижды и буду смотреть еще. Не отпускают спектакли Любимова…

 

 

А вообще, меня преследует одна фраза Юрия Петровича. Когда я смотрю спектакль, из партера, близко к сцене, то нередко бывает так, что актер что-то говорит, а в зале начинают перешептываться: "Что он сказал? Непонятно". А за это время он еще что-то сказал… И в эти моменты я всегда вспоминаю фразу: "Согласные тоже звучат". Слух Любимова уникален. Абсолютная музыкальность видна (слышна) во всех спектаклях. "Бесы", которые обрели форму концертного исполнения, играют как по нотам. Какофонии быть не может при таком Дирижере. В спектаклях Любимова музыка никогда не бывает только фоном. Вот и в "Бесах" музыка Игоря Стравинского и Владимира Мартынова действующее лицо спектакля. Актеры пребывают в постоянном диалоге с тониками и доминантами, сверяют интонации с избранной тональностью, кажется, даже хихикают по нотам. Звук, речь, голоса – ключевые элементы этого насквозь пронизанного музыкой спектакля. Сценическая речь в нем поразительно чиста и понятна. Ничто не режет слух. На сцене и над ней установлены специальные микрофоны и любая фальшь, ошибочная интонация, неловкое дрожание голоса вопят. Вернее, вопили бы, ибо вымуштрованные режиссером с абсолютным слухом актеры, то ли благоговея, то ли боясь Мастера, не смеют ошибиться. Никогда не забуду как, обернувшись, увидела Юрия Петровича дирижирующего финальной музыкальной темой спектакля.

 

Я очень люблю финальную сцену "Бесов", вернее финальную ноту темы "Бесов", обращенную в зрительный зал. Одинокая она упорно звучит, прерываясь, как SOS, как предсмертный пульс, как угасающая надежда. Как жалобный вопрос и догадка: "Сбились мы, что делать нам?/ В поле бес нас водит видно / Да кружит по сторонам". Часы, отсчитывавшие ход времени в первом акте, во втором акте встают. То ли пришло время, то ли истекло. Как обычно "каждый выбирает для себя".

 

Для меня ключевым в творчестве Любимова является именно этот его абсолютный слух. Собственно его театр, на мой взгляд, прежде всего поэтический. Может быть, потому что Юрий Петрович родился в 1917 году, когда А.Блок призывал слушать музыку революции, и так наслушался, что хватает на всю жизнь. Время исказило, переставило буквы и поэтическое стало называться политическим. Но о каком бы авторе не шла речь, будь то Брехт или Вознесенский, Шекспир или Достоевский для каждого Любимов находил и находит свой особый ритм. Вот почему нельзя просто сказать: "я посмотрел спектакль Любимова", нужно обязательно добавить "и послушал".

 

 

Любимов, конечно, человек-эпоха в не лучшую из эпох. Роль личности Мастера в истории, оказалась лучше истории как таковой. Режиссер, актер, педагог, лауреат, реформатор – для портрета мало. Он "Добрый человек из Сезуана" и "Герой нашего времени", Мольер и Сганарель, человек, знающий как обратиться с "Послушайте!" и вопросить "Что делать?", понимающий, кому "Сказки" рассказывать, а когда "Бесов" изгонять.

 

Начала со Жванецкого, им же и закончу. "Когда фамилия становится должностью, вакансия будет вечной".

 

Спасибо Вам, Юрий Петрович!

 

Искренне,

Эмилия Деменцова

Фото с сайта Театра на Таганке 

и театра имени Вахтангова,

а также Анны Коваевой

 
23.04.2014. Любимов по гамбургскому счету PDF Печать E-mail


Сегодня лидеру Таганки — полвека

 

Сегодня полвека Таганке. А Таганка — это Любимов. Именно 50 лет назад началась биография великого режиссера и его театра. По этому случаю собирается большая международная конференция, посвященная творчеству мастера (организатор — Международная Конфедерация театральных союзов). Место действия — театр им. Вахтангова, где в середине прошлого века Любимов начинал блистательным актером.

 

Любимов по гамбургскому счету
фото: Михаил Ковалев

Любимов — это широкий шаг, жест, седая прядь, падающая на глаза. Усмешка. Немножко ехидства. Это фонарик в руках во время спектакля, микрофон — на репетиции. Много знаний, не приумножающих скорбь, а воплощающихся в спектаклях. Провокация, радикальная режиссура, парадоксальные решения. Ничего лишнего на сцене. Точное чувство времени и его сканирование даже тогда, когда слова «сканер» не существовало.

Любимов — это отсутствие чувства опасности. Провокация дураков и болтунов от власти. Скандал. Шум. Выговоры. Политика. Эмиграция. Перестройка. Возвращение. Всеобщее ликование в театре. Избалованные им же ученики, обидевшие учителя.

Любимов — это опера. Первая («Под жарким солнцем любви») — авангардная. Восхищение приверженцев новации и возмущение консерваторов. Список из тридцати классических опер в знаменитых европейских театрах.

Любимов — это легенды: «Пиковая дама» в Парижской опере, заказанная Любимову, Шнитке и Рождественскому. Статья Альгиса Жюрайтиса в газете «Правда» под девизом «Руки прочь от классики». Остановка проекта и возвращение к нему 20 лет спустя.

Любимов — это самые красивые женщины, элегантная одежда, которую умеет носить. Ученые, поэты, художники с мировыми именами. Их автографы на знаменитой таганковской стене. Но уже без него.

Любимов — это снисхождение и великодушие. Огромный запас терпения, понимания и прощение всего, кроме... предательства. Игнорирование мелкого, презрение к пошлости, отрицание безвкусицы. Высокая планка. Гамбургский счет.

Любимов, наконец, гордость. Уход из собственного театра. Плотно закрытая за собой дверь. Запрещенные им же самим собственные спектакли.

Любимов сегодня — это «Князь Игорь» в Большом — почти академичный, в меру историчный, но не без сюрпризов: нет... знаменитой арии Кончака, где про «коня, шатер и красавицу».

Любимов завтра — это опера «Школа жен» в Новой опере.

Любимов — это долголетие, секрет которого не раскрыт. Энергия, природная сила, победившая смерть. Удивленные глаза мира, обращенные на него в этот момент. Кто он? Человек Земли или Небес? Проектировщик или строитель новых миров? Сегодня в театре им. Вахтангова, где Юрий Петрович давным-давно служил артистом, пройдет международная конференция «Юрий Любимов в отечественном и мировом театре» с участием выдающихся мастеров театра России, Франции, Италии, Греции, Израиля... Вечером на вахтанговской сцене пойдет спектакль «Бесы» в постановке мастера. 24 апреля в Большом театре — его «Князь Игорь», 25 апреля в честь Ю.П. — концерт оркестра «OFFICINA MUSICALE» (Мемориальный музей А.Н.Скрябина).

 
БЛАГОДАРЮ ВСЕХ МОИХ ДРУЗЕЙ. PDF Печать E-mail
ДОРОГИЕ ЗРИТЕЛИ!
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!
БЛАГОДАРЮ ВСЕХ, КТО ПОЗДРАВИЛ МЕНЯ С 80-ЛЕТИЕМ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 

ВАШ ЮРИЙ ЛЮБИМОВ. 
 
Ю.П.Любимову 23 апреля 2014 года PDF Печать E-mail

Уважаемый Юрий Петрович!

Примите искренние поздравления с большой, знаменательной датой – 80-летием творческой деятельности.

Выдающийся режиссёр, человек яркого таланта и огромной созидательной энергии, Вы никогда не шли лёгкими, проторёнными дорогами, а выбрали путь, достойный настоящего Мастера и Творца. Театр, созданный Вами 50 лет назад, стал уникальным явлением в отечественной и мировой культуре, символом смелого новаторства, социально острого и актуального искусства.

Очень важно, что и сегодня Вы много и вдохновенно трудитесь, сохраняете неизменную приверженность своим нравственным и художественным принципам и всегда открыты для интересных, неординарных идей и замыслов.

Хочу от души поблагодарить Вас за неустанную работу и безграничную, истинно подвижническую преданность делу. Пожелать успехов, здоровья, воплощения в жизнь задуманных планов.

В. Путин

 
Программа Международной конференции «Творчество Юрия Любимова в отечественном и мировом театре» PDF Печать E-mail

 

23 апреля

 12.00-15.00                - Международная конференция «Творчество Юрия Любимова

в отечественном и мировом театре»

                                    Большое зрительское фойе театра им.Евг.Вахтангова

   

19.00-22.30                         - Спектакль «БЕСЫ» в постановке Юрия Любимова

Театр им.Евг.Вахтангова

 

24 апреля

 19.00 – 21.45              Опера «Князь Игорь» в постановке  Юрия Любимова

Большой театр России

   

25 апреля            

 19.00 – 20.15              - концерт музыкального коллектива «Officina Musicale»

                                    из г. Аквила (Италия) в мемориальном музее  

                                    А.Н.Скрябина

 

 

 
<< [Первая] < [Предыдущая] 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 [Следующая] > [Последняя] >>

Результаты 71 - 84 из 138